Вопрос 90. Педагогика Р. Штайнера

В 1919 г. в германском городе Штутгарте открылась школа для детей работников фабрики "Вальдорф-Астория", ставшая известной как Вальдорфская школа.

Теоретическое обоснование ее учебно-воспитательного процесса разработал Рудольф Штайнер (1861 — 1925).

Основа педагогической концепции Р. Штайнера — религиозно-философское учение (антропософия): развитие человека как результат взаимодействия телесных, духовных и душевных факторов.

Р. Штайнер сформулировал свой закон творчества, находящий выражение в духовном опыте ребенка. Согласно этому закону, хронологически не совпадающие циклы физического, умственного и нравственного развития человека делятся на семилетия.

В задачи воспитателей входит прослеживание этих циклов у каждого ученика и создание благоприятных условий для их развития.

Цель "вальдорфской педагогики" - воспитание духовно свободной личности, способной в индивидуальном творчестве преодолеть тенденцию общества к консервативному воспроизводству существующих социальных структур и стереотипов поведения и, таким образом, действовать на пользу прогрессу.

Сторонники "вальдорфской педагогики" видят в ней не систематическую и нормативную научную дисциплину, а "искусство пробуждать" скрытые в человеке природные задатки.

Главное действующее лицо — классный учитель, который:

организует почти всю учебно-воспитательную работу со своими учащимися;

разрабатывает и преподает основные общеобразовательные предметы;

создает и поддерживает в интересах воспитания тесное взаимодействие между учащимися и учителями, между школой родителями;

работает не по жесткому плану: необходимый план должен быть "прочитан" непосредственно в каждом ученике.

Развитие человека рассматривается как цепь имманентных ступенчатых преобразований, протекающих в значительной мере под влиянием биогенетического закона.

Поэтому в вальфдорских учреждениях большое внимание уделяется художественному воспитанию, которое ориентирует! на развитие именно живого мышления и прочной воли.

Искусство — наилучшее средство формирования черт личности, способной находить адекватное отношение к меняющимся условиям окружающего мира.

Как правило, обучение делится на три ступени: до 9 лет; до 12 лет; до выпуска.

Начальное обучение ведется медленно, с преимущественным использованием различных образных форм, которые применяются и на старших ступенях.

Предметы учащиеся проходят так называемыми эпохами: в течение 3-4 недель ежедневно на первых уроках дается один И тот же предмет, во время паузы в его преподавании подобным образом изучается другой.

Учебники в общепринятом смысле не применяются. Необходимые записи ученики делают в тетрадях "по эпохам".

Значительное внимание уделяется трудовому воспитанию (овладение практическими навыками - от вязания до индустриального труда или полного цикла сельскохозяйственных работ). Оценки не выставляются. По окончании учебного года классный учитель составляет подробную психолого-педагогическую характеристику каждого учащегося.

Общим для педагогов является критическое отношение к любым формам селекции учащихся, тестированию и отбору одаренных.

Вопросы организации воспитательного процесса решаются коллегиально на еженедельных конференциях учителей. Вальдорфские учреждения автономны и не имеют над собой руководящих инстанций, управляются педагогическим советом. В 25 странах мира, в том числе в России, успешно функционируют детские сады и школы, реализующие идеи "вальдорфской педагогики".

Движение за открытие валъдорфских школ возобновилось после. Второй мировой войны, особенно с 60-х гг., охватив многие страны.

К 1990 г. в мире насчитывалось около 500 вальдорфских школ, около 1000 детских садов. Это частные учреждения, иногда с частичным государственным субсидированием (в различных странах - от 30 до 80%).

Вальдорфские школы дают полное среднее образование. Во многих странах получило распространение Кэмпхилаское движение, также основанное на идеях вальдорфской педагогики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: