Особенности географического положения
1) Большая территория, маленькая плотность населения, поэтому:
Сильная государственная власть
2) Суровый климат (4 плодородных месяца), низкая плодородность почвы (сам-3), поэтому:
Большая роль общины
3) Недостаток металлов, в т.ч. серебра
4) Степь и борьба с нею
Всё это сдерживало развитие городов и торговли.
Мало ресурсов.
Историки:
С.М. Соловьёв — русский историк, автор труда «История России с древнейших времен».
Л.Н. Гумилёв — русский историк, любил изучать народы (придумал народ акум)
Славяне входят в индоевропейскую языковую семью. Примерно 7000 лет назад семья начала распадаться на отдельные группы. Этому свидетельствует то, что у разных народов корни слов, относящихся к камню, одинаковы, а к железу уже нет. Прародиной славян считают территорию Польши. В IV веке – расселение славян. На запад пошли поляки, чехи, словаки. На юг – сербы, хорваты, словенцы, македонцы, болгары. Нас интересуют восточные славяне.
На границе славянского расселения много народов с корнем "слов", потому что они говорят на понятном языке – слове. Славян рано заметили византийцы (Тацит – "венеды"). А у авторов VI-VII вв. – упоминания об антах и склавинах. Вот это были настоящие славяне.
|
|
Антам соответствует пражско-пеньковская археологическая культура, а склавинам – пражско-корчакская. Непременная черта славян в археологии – очаг в углу дома.
Славяне расселились на Восточно-Европейской равнине, придя туда двумя путями: один непосредственно с Дуная и на среднее Приднестровье, а второй – из Польши на Новгородские земли. До прихода славян там жили финно-угры. Их было мало, поэтому при расселении не было борьбы за территорию. Они составили русское население. Топонимы свидетельствуют о черезполосном расселении. Все названия на –ва и –ка – финно-угорские: Нева, Москва, Ока и т.д.
Союзы племён:
1) Поляне – в районе Киева
2) Северяне – по Десне
3) Древляне – по Припяти
4) Радимичи – в верховьях Днепра
5) Кривичи – в районе Пскова и Смоленска
6) Ильменьские словене – в районе Новгорода
7) Дреговичи и полочане – на территории нынешней Белоруссии
8) Вятичи – по Оке
9) Уличи и тиверцы – дальше Киева
10) Дулебы – в предгорьях Хорватии
Характеристика славянского населения:
Славяне – язычники. Основные боги:
1) Перун – бог молний
2) Велес – бог скота
3) Даждьбог и Сварог – боги солнца
4) Стрибог – бог ветра
5) Чур/Щур – бог предков
Умерших хоронили на границе посёлка, в Домовицах (отсюда избушка на курьих ножках). По преданию, там жил Чур. Вышел из посёлка, черезЧУР далеко зашёл.
6) Симарги – иранский бог
|
|
Занятия славян:
1) Основное занятие – земледелие (есть жито – будет жизнь). На севере росла рожь, на юге – пшеница. Было две формы земледелия – подсечно-огневая и переложная. Подсека – сжигают лес и сажают в ещё тёплую землю, поэтому всходит очень хорошо, но только один год. Приходится кочевать. Перелог – землю оставляют отдыхать.
2) Скотоводство
3) Бортничество (мёд и воск)
4) Ремесло (добыча железа, обработка кожи, дерева)
5) Охота
6) Рыболовство
Славяне селились вдоль берегов рек (плавали на ладьях). Были наземные жилища и полуземлянки. Избы топились по-чёрному (так, вдобавок, выгоняли блох). Выделяется верхушка во главе с князьями. Племя имеет военного предводителя с дружиной. Основное войско – всеобщее мужское ополчение.
Первые сведенья о русских князьях – в «Повести временных лет».
Предание об основании Киева – братья Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь. В арабском источнике есть также это предание, значит это правда. Историки обнаружили, что у славян много топонимов с корнем "Кий". Кий – это палка, в значении посох. Где кий, там и власть. В «Повести временных лет» есть ещё одна история VIII века. «Обры, примушача дулебов, вместо коней запрягали дулебских жён». «Они были слишком умные, и Бог решил их уничтожить». Отсюда выражение: «Погибоша аки обры».
«Повесть временных лет»
Летосчисление шло от сотворения мира; чтобы понять, надо отнять от даты 5508 лет. Заметно, что наблюдения писались в разное время разными людьми (это первым заметил Алексей Александрович Шахматов). Текст прошёл несколько этапов редактирования. В результате этого наблюдения Шахматов реконструировал начальные редакции и первоначальный текст. Известны редакции:
1074 – редакция Никона. Есть рассказы об основании Киева, об обрах, о призвании варягов, о мести княгини Ольги, о крещении Руси.
1113 – редакция Нестора (как и Никон, он монах Киево-Печорского монастыре). Он дал название повести и вставил рассказ о начале славянской Руси в общий христианский контекст. Предложил концепцию государства. Внёс добавления в рассказы о крещёнии Киева, о призвании варягов (добавил, что варяги суть Русь). В мести княгини Ольги добавил четвёртую месть и в историю крещения – Корсунскую легенду.
1116 – монах Выдубицкого монастыря вычеркнул имя Нестора и вписал своё. Также добавил рассказ про Андрея Первозванного (как он плыл на лодке и выбрал, где будет Киев) и о бане славян.