Тренировочные задания

Рис. 2.

Не входить в споры и прения, потому что, если сложилась доминанта, ее не преодолеть словами и убеждениями, - она будет ими только питаться и подкрепляться, - а следует ждать, когда она сама себя преодолеет опытом... Это от того, что доминанта всегда самооправдывается и логика - слуга ее!» - писал А.А. Ухтомский [4, с.238].

4) В конкретный интервал времени (это могут быть минуты, часы, а в болезненных случаях - месяцы и годы) господствует одна доминанта [3] и [4].

Приведем иллюстрации на эти свойства.

ПРИМЕР 10. Вот отрывок из письма девушки психотерапевту: «Больше всего меня расстраивают уши, я их ненавижу за форму и за величину Все время о них думаю. Даже мерещится постоянно что-то об ушах моих, конечно. Слушаю, допустим, песню Высоцкого «Спасите паши души», воспринимаю как «Спасите мои уши»...

Буянов М.И., Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра, М., «Просвещение», 1988 г.,с. 172.

ПРИМЕР 11. Рассказывает актёр Сергей Бехтерев, которому было поручено сыграть сумасшедшего. Придя для консультации в Психоневрологический НИИ им. В.М. Бехтерева, он сказал секретарше главврача:

- Здравствуйте, я Бехтерев. Она испугалась.

- Напрасно, - говорю, Вы пугаетесь. Я действительно Бехтерев и мне надо поговорить с главврачом.

- Его нет, - отвечает медсестра.

- Но вы понимаете, что я - Бехтерев?

- Я понимаю, понимаю... Вы - Бехтерев, Бехтерев.

- Вот, девушка, напрасно Вы так... Я же вижу по глазам, что Вы мне не верите. Если бы поверили, то пропустили. Тем более, что мне очень надо.

- Успокойтесь. Я верю, что Вы Бехтерев. Но главврача сейчас нет. Посидите, - бормочет она, а сама, вижу уже собирается нажать на секретную кнопку под столом, которой подают сигнал санитарам.

- Да я Вам сейчас паспорт покажу, чтобы Вы мне поверили, - настаиваю я.

- Не надо, я Вам и так верю.

Не верите... А жаль, - с укоризной замечаю я, будучи уверенным, что я действительно Бехтерев. И так эта игра длилась четверть часа, не меньше. И до того я заморочил ей голову, что в конце концов она сдалась: «Ну, хорошо, давайте ваш паспорт!». Она его раскрывает, ее глаза делаются круглыми, она кричит: «Так Вы - Бехтерев? Что же Вы мне сразу не сказали!»

Сердобольский О., Как трудно быть не сумасшедшим, газета «Санкт-Петербургские ведомости» от 18.09.1992 г.

Архимед во время войны, сосредоточившийся над кругами на песке; молодая мать, не реагирующая на работающий телевизор, но мгновенно просыпающаяся, если забеспокоится во сне ее малыш; напряженное ожидание отложенного рейса пассажиром Аэрофлота - все это проявления принципа доминанты. Можно привести много примеров. Важно другое: доминанта -объективно существующий механизм человеческого мышления и поведения. Но, в отличие от животных, человек способен осознавать, корректировать прежние и, - главное! - создавать новые доминанты. «Как общая формула, доминанта говорит лишь то, что из самых умных вещей глупец извлечет повод для продолжения глупостей и из самых неблагоприятных условий умный извлечет умное» [4; с. 92].

«КОГДА МЫ СЕБЯ НЕ ЗАМЕЧАЕМ, ТОГДА ВСЕ КАЖЕТСЯ ОБЪЕКТИВНЫМ», считал А.А. Ухтомский.

РЕЗЮМЕ

1. Принятие решений, интуиция, творческие озарения, с одной стороны и шаблонность мышления, неприятие нового с другой, реализуются на основе единого психофизиологического механизма: принципа доминанты, открытого А.А. Ухтомским [4].

2. Восприятие человеком - в том числе рекламы и PR-акций! – зависит не столько от воздействия на него, сколько от имеющейся у человека доминанты и/или стереотипов (см. также Главу 5). Поэтому проектировать коммуникации от своего «хочу», игнорируя доминанты и стереотипы Клиентов - значит проиграть рекламу еще на старте.

3. Механизм доминанты, т.е. «заряженности» человека некой идеей, образом делает процесс восприятия и принятия решения внешне нелогичным (иррациональным) и НЕ описываемым по логической схеме: воздействие на человека - его реакция.

4. Более того, доминанта может определять поведение и чистосердечно не осознаваться человеком!

Литература:

1.Викентьев И.Л., Психофизиологические основы обучения ТРИЗ, «Журнал TPH3»1991г.,N4,c.l8-23.

2.Воронин Л.Г., Богданова И.И:, Догадка и её физиологические механизмы / в Сб.: Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., «Педагогика»: 1970 г., N 2, с. 127-131.

3.Учение А.А. Ухтомского о доминанте и современная нейрофизиология / Сборник, Л., «Наука», 1990 г., 310 с.

4.Ухтомский А.А., Доминанта М.-Л., «Наука», 1966 г., 272 с.

ЗАДАЧА 14. Продолжите - по смыслу - фразу А.А. Ухтомского: «Реплики ученых после доклада - не о выслушанном, а о...»

ЗАДАЧА 15. Как, с точки зрения учения о доминанте А.А. Ухтомского, можно объяснить отсутствие на железнодорожных и авиабилетах очного времени прибытия?

ЗАДАЧА 16. Какие доминанты могут быть у туристов, посещающих княжество Монако, и почему в местных церквях не поют псалмов с номером ниже 36?

ЗАДАЧА 17. Как, с точки зрения учения о доминанте А.А. Ухтомского, объяснить известный эффект: когда спешишь в толпе, то буквально «все мешают»?

ЗАДАЧА 18. Почему в лондонском метро (а затем и в других городах и странах) таблички «НЕТ ВЫХОДА», заменили на «ВЫХОД РЯДОМ»?

ЗАДАЧА 19. В школе обворован кабинет с дорогой аппаратурой. Директор школы подозревал ученика, но улик не было. В кабинет директора было приглашено несколько ребят, в том числе и подозреваемый, а также милиционер с собакой... Что предпринял милиционер?

ЗАДАЧА 20 (Гин А.А., «ТРИЗ-ШАНС»). Статистика показывает, что наиболее неприятные реплики, вопросы можно получить от лиц, сидящих по периметру (с краю, на последнем ряду) или на каких-то «особенных» местах - за отодвинутыми столами, на отдельно стоящих диванах. Обсудите: как можно объяснить такое поведение? Как можно использовать предварительно расставленную мебель во время проведения семинара, пресс-конференций?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: