Свойства стереотипов.
Необходимость коррекции отрицательных стереотипов.
Положительные и отрицательные стереотипы.
Свойства стереотипов.
СТЕРЕОТИПЫ КЛИЕНТОВ
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ И ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ
Тема 5.
«Вечные» стереотипы.
Известен трюк – если попросить людей быстро отвечать на вопросы:
- назовите фрукт?
- назовите цветок?
- назовите предмет мебели?
- назовите часть лица?
- назовите поэта?
То большинство ответов можно предсказать заранее:
- яблоко,
- роза,
- стол (шкаф),
- нос,
- Пушкин.
Почему?
Обратим внимание: в вопросах не было намека на ответы! Но срабатываем инерция мышления – СТЕРЕОТИПЫ. Их не было в вопросах, но они уже были в мозге отвечавших и повлияли на ответы.
В искусстве это выражается в известном «non finito» - принцип незавершенности - т.е. произведение домысливается с точностью до стереотипов зрителя, слушателя или читателя.
ПРИМЕР 17. Так, при умелом обыгрывании названия страховой компании «АНГЕЛ», хочется самому досказать «ХРАНИТЕЛЬ»,
|
|
Другой, прямо противоположный пример
ПРИМЕР 18. Нынешний посетитель Третьяковской галереи не может без экскурсовода понять более половины имеющихся там произведений, ибо они так или иначе связаны с молитвами.
Предыдущую тему мы закончили, узнав что PR-профи обычно приходится работать с Клиентами уже не на стали доминанты, а на более спокойной стадии стереотипов. Определим понятие «стереотип» через его свойства.
Термин «Стереотип», в используемом нами смысле, ввел американский политолог и публицист Уолтер Липпман в 1922 г. в книге «Общественное мнение» («Public Opinion»). В литературе по психологии и педагогике, межличностным коммуникациям, рекламе часто можно встретить понятия, сходные по смыслу с термином «Стереотип» - установка, потребность, желание, мотив, паттерн, образ, имидж, прогнозируемое ожидание, акцептор, действия, аттитюд, намерение, предиспозиция, информационная модель, актиципация, валентность, вектор, функциональная фиксированность и др. По аналогии с темой 3, где мы перечислили основные свойства доминанты, укажем свойства стереотипов, используемые в PR деятельности.
Стереотип, как и доминанта, влияет на принятие решения Клиентом и делает этот процесс нелогичным для внешнего наблюдателя.
В то же время, эти свойства выражены не столь резко. «По большей части, - писал У. Липпман, - вместо того, чтобы сначала увидеть, а потом определять, мы, напротив, сначала определяем, а потом видим, мы замечаем только то, что уже сформулировано для нас нашей культурой, причем воспринимаем это замеченное в форме стереотипов своей культуры».
|
|
ПРИМЕР 19. Так, по данным исследователей, до 40 % американцев, отвергающих товар - копченую рыбу, никогда её не пробовали.
ПРИМЕР 20. Перед устроителями Национальной выставки СССР в Лондоне в 1979 г. встала проблема: как прорвать заговор молчания, который организовали вокруг выставки английские СМИ? А.П. Капица предложил использовать стереотипы англичан: их трогательную любовь к животным. Когда на аэродроме появился чемодан с чучелом мамонтенка Димы, А.П.Капица кратко рассказал корреспондентам историю мамонтенка: он 39 000 лет назад бродил, прихрамывая, по холодной Сибири, ему было холодно и голодно, он отощал и потерял свою маму. Он пытался есть невкусную траву, а потом свалился в какую-то яму... (История эта могла разжалобить кого угодно, а уж англичан тем более). В итоге о мамонтенке и выставке информацию дали английское, американское, канадское телевидение, английские, австралийские (!) и индийские газеты, ибо «Мамонты - ближайшие родственники индийских слонов». Так, несмотря на стереотипы «холодной войны», информация дошла до потенциальных посетителей выставки.
Без учета стереотипов Клиента, любое воздействие на него «преломляется», и часто непредсказуемым образом, подобно тому, как отражается луч света от поверхности кривого зеркала - Рис. 4.
Ст+
Ст-