Достигаемые за счет внедрения ИС

Рис 2.2 Возможные уровни структурных изменений в организациях,

Рис. 2.1 Укрупненные стадии жизненного цикла ИС

I. Проектирование ИС, которое может подразделяться на ряд этапов, например, эскизное, техническое и рабочее проектирование. Каждый этап предполагает выполнение соответствующего комплекса работ и обычно завершается процедурой сдачи этапа заказчику, в процессе которой предъявляется соответствующий комплект проектных документов. Отдельные этапы проектной стадии могут объединяться или пропускаться.

II. Реализация и внедрение ИС в эксплуатацию, включающая этап реализации ИС, т.е. комплектование ИС необходимыми техническими, программными и иными средствами и их комплексную отладку, а также этапы опытной эксплуатации ИС и ее внедрения в промышленную эксплуатацию.

III. Эксплуатация ИС на объекте внедрения, т.е. на предприятии, в организации, фирме, учреждении, в органе местного самоуправления и т.д. Эта стадия обычно совмещается с деятельностью по сопровождению ИС, в т.ч. с работами по модернизации системы.

IV. Вывод ИС из эксплуатации, связанный с прекращением

выполнения соответствующих функции, с заменой ИС (или ее части) новой системой (подсистемой).

Работы первых трех из перечисленных стадий жизненного цикла ИС достаточно полно регламентируются отечественными и международными стандартами. В данной области действует отечественная серия ГОСТ 34 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы» (в частности, ГОСТ 34.601-90 «Автоматизированные системы. Стадии создания», ГОСТ 34.698-90 «Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов» и др.). Продолжают на практике использоваться отмененные (частично) стандарты серии ГОСТ 24 «Единая система стандартов автоматизированных систем управления» (в частности, ГОСТ 24.104-85 «Автоматизированные системы управления». Общие требования», ГОСТ 24.101-80 «Виды и комплектность документов», ГОСТ 24.703-85 «Типовые проектные решения в АСУ. Основные положения» и др.). В отношении программных средств, разрабатываемых в составе ИС, действует серия ГОСТ 19 «Единая система программной документации (ЕСПД)».

В последнее время в Российской Федерации введен в действие ряд стандартов в сфере создания ИС и программных средств, разработанных на основе прямого применения международных стандартов ИСО (в частности, можно назвать ГОСТ Р ИСО/МЭК 9294-93 «Информационная технология. Руководство по управлению документированием программного обеспечения», ГОСТ Р ИСО/МЭК 8631-94 «Информационная технология. Программные конструктивы и условные обозначения для их представления», ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119:1994 «Информационная технология. Пакеты программных средств. Требования к качеству и испытания» и др.).

Работы, выполняемые на стадии эксплуатации ИС и вывода ИС из эксплуатации (стадии IV и V на рис. 2.1) на уровне государственных стандартов практически не регламентированы.

Описанная выше обобщенная схема жизненного цикла ИС включает в свой состав только основные стадии, этапы и процессы.

Порядок реализации стадий жизненного цикла ИС (и составляющих их этапов), условия перехода от одной стадии к другой и ряд других важных моментов зависят от реализуемой на практике модели жизненного цикла ИС. Вопросы, связанные с реализацией различных моделей жизненного цикла ИС, регламентируются стандартом ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99 «Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств», а также ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 15271-2002 «Информационная технология. Руководство по применению ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207».

Внедрение и использование ИС может приводить к различным уровням организационных изменений [19,21], которые опираются на информационные технологии: автоматизация, рационализация, реинжиниринг, смена устремлений. Каждый следующий уровень характеризуется повышением достигаемого эффекта и одновременным возрастанием уровня изменений и связанного с этим риска – см. рис.2.2.

Наиболее часто реализуется автоматизация выполняемых работниками функций (уровень А на рис. 2.2). В результате внедрения ИС снижается трудоемкость, повышается оперативность и достоверность решения задач управления на объекте. Типичными примерами этого уровня являются автоматизация расчета заработной платы, автоматизация задач бухгалтерского и складского учета и т.п. При этом действующие на объекте управленческие процедуры меняются мало.

Более глубокие структурные изменения, базирующиеся на автоматизации, это рационализация реализуемых на объекте процедур (уровень В на рис. 2.2). При создании ИС стремятся выявленные в системе управления недостатки устранить, сделать управленческую деятельность более рациональной. В некоторых случаях такие улучшения без применения современных СВТ и С невозможны, в некоторых случаях создание ИС играет роль «катализатора» процессов рационализации.

Следующий уровень организационных изменений, которые могут быть достигнуты при внедрении ИС на объекте, это реинжиниринг бизнес-процессов, т.е. их перепроектирование (уровень С на рис. 2.2).

Бизнес-процесс был определен нами ранее (см. рис.1.2).

Реинжиниринг предполагает радикальное переосмысление бизнес-процессов, реорганизацию, исключение, замену входящих в бизнес-процесс действий с целью принципиального улучшения деятельности объекта.

Внедрение ИС может приводить и к более радикальным изменениям в деятельности объекта, называемым сменой устремлений (см. уровень D на рис. 2.2). Смена устремлений предполагает переосмысление природы и целей бизнеса и, соответственно, природы деятельности экономического объекта (фирмы, предприятия).

ИС может рассматриваться как продукция информационной сферы, предлагаемая в качестве товара и сопровождающих этот товар услуг на рынке. При этом возможно использование подходов информационного маркетинга, понимаемого как применение маркетинга в области планирования, создания, продвижения (promotion) и реализации соответствующих информационных продуктов и услуг, т.е. как «маркетинг в информатике». При «товарном» подходе возможна и иная трактовка понятия жизненного цикла ИС, при которой типовое проектное решение ИС или ее части рассматривается как разрабатываемый, тиражируемый и продаваемый на информационном рынке продукт – см. рис. 2.3.


Рис.2.3. Жизненный цикл ИС (или ее части) в качестве предлагаемого на информационном рынке товара


Контрольные вопросы

Контрольные вопросы

  1. Понятие и стадии жизненного цикла информационной системы.
  2. Основные стандарты, регламентирующие процесс проектирования и внедрения информационной системы.
  3. Возможные уровни структурных изменений в деятельности организации при внедрении ИС.
  4. Жизненный цикл ИС в качестве предлагаемого на информационном рынке товара.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: