Частей ИС (на примере производственного предприятия)

Рис. 3.2 Обобщенная структура функциональной и обеспечивающей

Каждая функциональная подсистема (рис. 3.2) использует соответствующую часть ресурсов обеспечивающих подсистем ИС. При этом каждая из обеспечивающих подсистем, обладая целостностью в пределах ИС, содержит компоненты, поддерживающие работу соответствующих функциональных подсистем. Изменения в составе или характеристиках решаемых в ИС функциональных задач влекут за собой изменения характеристик обеспечивающих подсистем. Эти обстоятельства накладывают определенные требования и ограничения на процессы проектирования, внедрения в эксплуатацию и развития ИС в рамках ее жизненного цикла. Функциональная часть ИС в общем случае подразделяется на подсистемы, комплексы задач, задачи (рис. 3.3):

Задача – это процесс обработки информации, характеризующийся четко определенным множеством входной информации и ограниченным объемом выходной информации (рис. 3.4). Обычно получаемая в результате решения задачи выходная информация представляет собой один печатный документ, одну экранную форму, сообщение в сети и т.п.

Рис. 3.3.Иерархия элементов функциональной части ИС


В некоторых случаях выходная информация задачи получается в виде нескольких взаимосвязанных документов, сообщений и т.п. Задача всегда может быть названа и содержательно описана в терминах предметной области. Например: начисление заработной платы работникам структурного подразделения, учет прихода материалов на склад, расчет цены отпускаемых товаров, получение справки клиентом и т.п.

В некоторых случаях наряду с прикладными задачами предметной области в составе ИС могут быть реализованы задачи, решаемые с целью обеспечения работоспособности системы (например, актуализация базы данных клиентов). Однако, такие служебные задачи не характерны для ИС и не определяют ее функции.

В пределах задачи иногда выделяют подзадачи. Обычно это варианты одной задачи (например, выдача справок по разным вариантам запросов). В пределах задачи иногда выделяют подзадачи. Обычно это варианты одной задачи (например, выдача справок по разным вариантам запросов)

 
 


или последовательные этапы решения одной задачи (например, выписка счета и выписка накладной при отпуске товара).

Комплекс задач (КЗ) – это несколько задач, связанных друг с другом по смыслу решаемых в рамках системы управления вопросов и взаимосвязанных информационно. Например, комплекс задач учета и анализа сбытовой деятельности в сети магазинов; комплекс задач информационной поддержки работы менеджера по работе с клиентами и т.п.

Комплексы задач, охватывающие основные задачи, реализуемые, как правило, на базе персонального компьютера (или удаленного терминала), установленного на этом рабочем месте, часто называют автоматизированным рабочим местом (АРМ) соответствующей категории работников. Например: АРМ бухгалтера; АРМ инспектора отдела кадров; АРМ менеджера по работе с клиентами; АРМ кладовщика и т.п.

Комплексы задач могут объединяться в подсистемы (рис. 3.3) по различным принципам:

­ по предметному;

­ по функциональному;

­ по проблемному;

­ по смешанному (например, предметно-функциональному).

При предметном построении и использовании ИС в процессах управления промышленного предприятия могут быть выделены следующие подсистемы, соответствующие управлению отдельными ресурсами:

­ подсистема управления материально-техническим снабжением;

­ подсистема управления производством;

­ подсистема управления сбытом готовой продукции;

­ подсистема управления финансами;

­ подсистема управления персоналом.

В сформированных по вышеизложенному принципу подсистемах могут решаться задачи всех основных уровней управления (оперативного, тактического, стратегического) с учетом интеграции информационных потоков «по вертикали». При этом порядок решения задач управления, как правило, строится «с конца к началу», т.е. начиная со сбыта готовой продукции. Пример построения функциональных подсистем по предметному признаку представлен (для производственного объекта) на рис. 3.5.

Такое построение ИС целесообразно при соответствующей организационной структуре управления фирмой (предприятием, учреждением), когда по каждому из направлений имеется руководитель и управленческие подразделения: отдел сбыта продукции, производство (цех, завод, мастерские и т.п.), отдел снабжения, финансовый (планово-финансовый) отдел, отдел кадров (служба персонала) и т.д.

Примером построения ИС по функциональному принципу может служить компоновка подсистем на основе следующих функций управления:

­ подсистема планирования;

­ подсистема оперативного управления;

­ подсистема учета и контроля;

­ подсистема анализа и т.д.

Вариант построения ИС на основе функционального подхода представлена на рис. 3.6.

В этом случае прямого соответствия между структурными подразделениями предприятия и подсистемами ИС нет, поскольку в реализации каждой функции может принимать участие ряд подразделений. Подобный подход реализован, в частности, при построении многопользовательского сетевого комплекса «Галактика».

Проблемный принцип построения подсистем соответствует ситуации, когда важное значение в управлении объектом имеет выработка решений по отдельным проблемам. Например, решение задач бизнес-планирования, управление инвестиционно-строительными проектами и т.п. Подобные подсистемы, как правило, не исчерпывают всех решаемых в рамках ИС задач и составляют лишь часть входящих в систему подсистем. В некоторых случаях построенные по проблемному принципу подсистемы реализуют в виде локальных информационных систем, импортирующих данные из корпоративной информационной системы (например, система бизнес-планирования на основе Project-Expert).

В реальной практике создания и эксплуатации ИС чаще всего реализуется смешанный подход, при котором подсистемы отображают как структуру системы управления на объекте, так и выполняемые функции управления. Наиболее распространенным является смешанный предметно-функциональный подход. При этом построенные по функциональному принципу подсистемы ИС охватывают основные виды хозяйственной деятельности предприятия – производство, снабжение, сбыт, финансы, персонал («пронизывая» каждый из этих видов деятельности в рамках своей функции). Построенные по предметному принципу подсистемы ИС локализуются, прежде всего, при оперативном управлении соответствующими ресурсами. Можно в качестве примера представить следующий набор функциональных подсистем в составе ИС предприятия:

Подсистемы, построенные по функциональному принципу:

­ подсистема перспективного развития;

­ подсистема технико-экономического планирования;

­ подсистема бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности.

Подсистемы, построенные по предметному принципу:

подсистема управления технической подготовкой производства;

- подсистема управления основным производством;

- подсистема управления материально-техническим снабжением;

- подсистема управления реализацией готовой продукции;

- подсистема управления кадрами.




В зависимости от предметной области, для которой создается ИС, состав и компоновка функциональных подсистем может существенно меняться.

Обеспечивающие подсистемы ИС являются общими для всей ИС независимо от конкретного набора функциональных подсистем, в которых используются соответствующие виды обеспечения. Состав основных обеспечивающих подсистем практически не зависит от предметной области, для которой создается ИС. В состав обеспечивающих подсистем входят подсистемы организационного, правового, технического, математического, программного, информационного, лингвистического и технологического обеспечения. Требования к обеспечивающим подсистемам ИС сформулированы в отечественном стандарте РД 50-34.698-90. «Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов», а также содержаться в ГОСТ 24-104-85 «Автоматизированные системы управления. Общие требования» (используемом на практике в качестве неофициального методического материала при создании ИС).

Организационное обеспечение (ОО) ИС представляет собой комплекс решений и документов, определяющих место и роль автоматизированной информационной системы в структуре объекта (фирмы, предприятия, учреждения и т.п.), а также регламентирующих порядок взаимодействия структурных подразделений и сотрудников в условиях функционирования ИС на объекте.

Для обеспечения взаимодействия (и вообще функционирования) подразделений предприятия обычно разрабатываются и утверждаются:

­ организационная структура предприятия и его подразделений;

­ устав предприятия (фирмы, учреждения), а также положения о его подразделениях (их подчиненность, функции т.д.);

­ должностные инструкции, определяющие выполняемые функции, сферы ответственности, права и обязанности должностных лиц и сотрудников всех уровней;

­ регламенты работы, определяющие порядок взаимодействия подразделений и должностных лиц, порядок прохождения и согласования документов, графики работы и т.п.;

­ различные правила (например, правила поведения сотрудников) и инструкции (по заполнению документов, порядку отчетности, защите информации от несанкционированного доступа и т.п.).

Включение в состав системы управления предприятием корпоративной автоматизированной ИС неизбежно вносит изменения в характер всех вышеперечисленных взаимодействий. Поэтому при создании и внедрении ИС (и ее составных частей) обязательно разрабатываются (или корректируются действовавшие до этого времени) организационные документы.

Как уже было отмечено ранее, внедрение современных информационных технологий может приводить к различным уровням изменений в работе объекта внедрения. Очевидно, что в зависимости от степени изменений в деятельности предприятия организационные изменения при внедрении ИС будут иметь различную направленность и глубину. Это находит свое отражение в организационном обеспечении внедряемой ИС.

В литературе существует и иной подход к определению места организационного обеспечения в структуре ИС. В частности, оно может трактоваться как комплекс методических, технических и иных документов, а также инструментальных средств и персонала, необходимых для обеспечения процесса проектирования и внедрения ИС. Следует заметить, что при создании ИС требуются различные виды обеспечения этого процесса: техническое, кадровое, программное, информационное, нормативное и т.д. Однако, все виды обеспечения не относятся к структурным элементам самого создаваемого объекта, т.е. не являются подсистемами ИС.

Правовое обеспечение может рассматриваться как самостоятельный вид обеспечения (см. в частности ГОСТ 24.104-85) или как составная часть организационного обеспечения. Представляет собой комплекс юридических документов, регулирующих правовые отношения участников процесса управления объектом в условиях функционирования автоматизированной ИС. В зависимости от характера объекта это могут быть:

­ законодательные акты (общегосударственные, региональные, местные), регулирующие процессы взаимоотношений с объектом в условиях функционирования ИС (например, представление отчетности в соответствующие органы контроля об отчислениях в бюджет в компьютерном виде с автоматической цифровой подписью юридического лица);

­ законы и подзаконные акты, регулирующие авторское и сопряженные с ним права в области компьютерных технологий;

­ правовые акты, регулирующие права и обязанности граждан (например, правила воинского учета или учета автотранспортных средств);

­ законы (указания, инструкции), определяющие понятия государственной тайны и требования по ее сохранению, в т.ч. в условиях автоматизированной обработки информации.

К правовым документам, действующим на этапе создания и внедрения ИС, относится договор между разработчиком и заказчиком, документы, регламентирующие отношения между участниками процесса создания ИС и т.д.

Техническое обеспечение (ТО) представляет собой комплекс технических средств, предназначенных для сбора, хранения, передачи, обработки и представления информации в ИС. В состав этого комплекса могут входить электронные вычислительные машины (ЭВМ) различных классов; средства сбора, подготовки и регистрации данных; средства передачи данных по каналам связи (коммуникационное оборудование); средства представления результатов обработки (относимые к периферийному оборудованию ЭВМ или выступающие как самостоятельно функционирующее оборудование), офисная оргтехника и т.д.

Характеристики ТО должны соответствовать требованиям со стороны функциональной части ИС. При этом ТО должно быть в определенной степени инвариантным к изменениям состава и характеристик функциональной части ИС. ТО тесно связано с программным обеспечением, поэтому обычно говорят о программно-техническом комплексе (или платформе) ИС. В зависимости от решаемых задач и топологии объектов информатизации ТО может строиться по разным схемам:

­ автономные (локальные) технические комплексы;

­ централизованные технические комплексы;

­ распределенные (сетевые), построенные на основе локальных вычислительных сетей, комплексы;

­ комплексы на основе корпоративных и/или глобальных вычислительных сетей и др.

Математическое обеспечение (МО) – это совокупность математических моделей и алгоритмов, а также комплекс средств и методов, обеспечивающих построение экономико-математических моделей задач управления при их решении с применением средств вычислительной техники.

В состав МО могут входить средства моделирования задач управления, методы решения оптимизационных задач, методы и средства математической статистики, различные экономико-математические модели, методы оценки достоверности результатов, методы криптокодирования данных и т.п. В состав МО включается также документация, содержащая описание соответствующих математических задач и методов их решения, а также алгоритмы решения задач. Требования к МО сформулированы в стандарте РД 50-34.698-90. Правила оформления блок-схем алгоритмов определены в ГОСТ 19.701-90 (ИСО 5807-85) «Схемы алгоритмов, программ, данных и систем. Условия обозначения и правила выполнения».

Программное обеспечение (ПО) представляет собой совокупность компьютерных программ и документации (описаний, инструкций и т.д.), обеспечивающих выполнение всех функций ИС, реализуемых с применением средств вычислительной техники. ПО должно отвечать следующим требованиям:

­ обладать функциональной достаточностью (полной) в соответствии с набором подлежащих решению с помощью средств вычислительной техники задач ИС;

­ обладать необходимой надежностью (включая наличие средств защиты информации, средств диагностики и восстановления);

­ обладать адаптируемостью и модифицироемостью;

­ отвечать требованиям удобства эксплуатации.

ПО принято подразделять с точки зрения выполняемых им в составе ИС функций на системное (общее) и прикладное (специальное). Системное ПО предназначено для поддержания функционирования программно-технического комплекса в составе ИС и обычно включает в себя операционные системы и операционные оболочки, сетевые программные средства, системы и среды программирования, различные служебные (сервисные) программы – архиваторы, антивирусные программы, программы для тестирования технических средств ИС и т.д. Прикладное ПО предназначено для решения прикладных задач пользователей ИС в соответствии с реализуемым в ее составе набором функциональных задач (объединяемых в комплексы задач и подсистемы).

Системное ПО, как правило, приобретается в готовом виде у фирм-поставщиков и при создании ИС требует лишь компоновки и настройки в соответствии с реализуемой конфигурацией программно-технического комплекса системы.

Прикладное ПО может включать как приобретаемые готовые (типовые) программы, требующие обычно той или иной доработки (адаптации) для объекта внедрения, так и вновь разрабатываемые для создаваемой ИС программы.

Информационное обеспечение (ИО)- это совокупность системы классификации и кодирования информации, системы унифицированной документации и информационной базы (базы данных). В составе ИО принято различать два комплекса – комплекс внемашинного ИО и комплекс внутримашинного ИО.

Внемашинное ИО, как правило, включает в себя классификаторы информации, применяемые в рамках ИС как на самом объекте информации, так и при взаимодействии с внешними структурами, а также систему унифицированной документации, используемой в системе управления.

Внутримашинное ИО, в общем случае, включает в себя макеты экранных форм для ввода первичных данных и вывода результатов решения задач, структуру файлов при обмене данными, структуру базы данных и т.д.

Формы создаваемых в ИС документов должны соответствовать требованиям государственных стандартов (в частности, ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»), а также нормативным требованиям тех отраслей и ведомств, в которых внедряется ИС (отраслевым стандартам).

Лингвистическое обеспечение (ЛО) представляет собой совокупность научно-технических терминов и других языковых средств, используемых в ИС. В состав ЛО могут также включаться средства формализации естественных языков при общении человека с ИС. Входящие в состав ЛО языковые средства принято подразделять на два класса. К первому классу относят «традиционные» языки – естественные (например, русский, английский), математические (например, язык алгебры логики), алгоритмические языки, языки моделирования и т.п. Ко второму классу относят «специальные» языки, предназначенные для диалога с ЭВМ – языки запросов информационно-поисковых систем, языки систем управления базами данных (СУБД), языки операционных сред, входные языки прикладных программ и т.п. Данный вид обеспечения в настоящее время чаще всего включают в состав информационного и программного обеспечения, не выделяя его в отдельную подсистему (см. РД 50-34.698-90).

Контрольные вопросы

1. Укрупненная логическая структура информационной системы.

2. Обобщенная структура функциональной и обеспечивающих частей информационной системы.

3. Иерархия элементов функциональной части информационных систем.

4. Принципы и примеры построения функциональной части корпоративных информационных систем.

5. Состав и требования к обеспечивающим подсистемам информационных систем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: