Тема 3. Спрос на товары народного потребления.
Изучая проблему спроса, различают 3 понятия:1)потребности;2)спрос;3) потребление
Потребности – выраженные совокупности материальных, духовных и социальных условий жизни, достижение которых является объективным условием развития общества.
Спрос как экономическая категория – это потребности, обеспеченные денежными средствами.
Соизмерение потребностей и спроса производится на базе измерения потребления, т.е. через уровень потребления конкретных материальных благ.Потребности, как правило, больше спроса и потребления. Соотношение между спросом и потреблением различается в зависимости от конкретных товаров и товарных групп.
Спрос – экономическая категория, характерная для товарного (рыночного) хозяйства и отражающая совокупную общественную потребность в различных товарах с учётом платёжеспособности. В системе рыночных отношений категория спроса может выступать как:
1.Макроспрос – спрос на уровне какого-либо единого пространства (всего населения РБ, области или региона) на продукцию отраслей народного хозяйства или спрос на отдельные товарные группы.
|
|
2.Микроспрос – спрос на уровне предприятия либо спрос на конкретное изделие или их разновидности в зависимости от потребительских свойств и признаков.
Классификация спроса:
1. По периодичности возникновения:
-повседневный;-периодический;-эпизодический;-импульсивный
2. По степени удовлетворения:
-действительный;-реализованный;-неудовлетворённый
3. По степени интенсивности:
-формирующийся;-угасающий;-интенсивный;-отрицательный;-стабилизированный
3.2. Основные факторы, определяющие объём и структуру спроса.
Факторы, влияющие на спрос:
1. экономического порядка: объём производства, экономическая ситуация в стране, инфляция, степень насыщенности рынка товарной массой, уровень денежных доходов населения, степень обеспеченности предметами длительного пользования.
2. социального порядка: социальная политика государства, уровень жизни населения, потребительские привычки и др.
3. демографические: численность и состав населения, численность и состав семей, соотношение между городским и сельским населением, миграция населения.
4. природно-климатические: продолжительность времён года, температура воздуха, географические условия.
5. национально-исторические: традиции, обычаи.
6. морально-психологические: мода, реклама.
Решающую роль на спрос оказывают розничные цены, деженые доходы населения, производство, численность и состав населения, т.к. от них зависит как общий объём спроса, так и его товарно-групповая структура.
|
|
Одним из важнейших факторов является цена товара или услуги.
Максимальная цена, за которую покупатели готовы купить единицу товара в данный момент, называется ценой спроса. Спросу присуща такая характеристика, как эластичность.
Эластичность – способность спроса или потребления изменяться под влиянием отдельных факторов. Способность спроса повышаться или понижаться под воздействием изменений, определённых его факторов, составляет суть эластичности спроса (определяется с помощью коэффициента эластичности).
Положительное значение коэффициента характеризует прямую связь между фактором и спросом. Отрицательное значение – обратную зависимость.