Индекс Херфиндаля-Хиршмана

Межотраслевая конкуренция - это соперничество предпринимателей разных отраслей за наиболее выгодные сферы применения капитала. Она проявляется в переливе капиталов из отраслей с более низкой доходностью применения капитала в отрасли с более высокой доходностью. В отраслях, которые покидает капитал, предложение товаров сокращается, цены повышаются, и доходность предприятий растет. Напротив, в отраслях-реципиентах предложение товаров растет, цены снижаются, а доходность капитала уменьшается. Этот процесс протекает до момента, когда доходности разных отраслей выравниваются, и исчезают мотивы перемещать капитал в более прибыльные сферы деятельности.

Внутриотраслевая конкуренция - это соперничество предпринимателей одной отрасли за наилучшие условия производства и сбыта продукции. Под лучшими условиями производства понимаются лучшие техника и технология, лучшие специалисты (инженеры, проектировщики, технологи, экономисты) и рабочие, лучшие управление и организация труда, позволяющие производить продукцию с меньшими издержками, чем среднеотраслевые, и более высокого качества. Наилучшие условия сбыта обеспечиваются лучшими приемами рекламы и продвижения товаров, лучшим местом продажи, продуманной маркетинговой политикой. В результате внутриотраслевой конкуренции формируется единая отраслевая стоимость товара, служащая общественным нормативом затрат на производство, общая среднеотраслевая структура капитала и скорость его оборота.

Задача 2

Задача 1

Таблица - Типы рыночных структур

Типы Характер продукции Количество фирм Информация о ценах Рыночные барьеры Контроль над ценами
Совершенная конкуренция Стандартный Очень большое Доступная Отсутствуют Отсутствует
Монополистическая конкуренция дифференцированный Большое Некоторые ограничения Низкие Частичный
Олигополия Стандарт-ограничения Несколько Существенные ограничения Высокие Частичный
Монополия Уникальный Одна Недоступная Непреодолимые Полный

Для описания изменения выручки при увеличении количества продаваемой продукции на всех типах рынка используются показатели валовой, средней и предельной выручки (R – англ. revenue – доход).

Валовая выручка (TR) – это ее общая величина при разных возможных количествах реализуемой продукции. TR= Р*Q.

Средняя выручка (АR) – это выручка, приходящаяся на единицу продукции при разных возможных объемах продаж: AR=TR/Q.

Предельная выручка (МR) – это прирост объема выручки при продаже дополнительной единицы продукции Q: MR=ΔTR/ΔQ.

При любом типе рынка фирма максимизирует прибыль (разницу между выручкой и издержками), достигая объема выпуска, при котором предельная выручка равна предельным издержкам (МR=МС). Если МR>МС, фирма упускает часть прибыли, которую она могла бы получить, произведя дополнительное количество продукции, которая обеспечит прирост выручки больший, чем прирост затрат на нее. Если МR<МС, фирма теряет часть прибыли, так как предельная (последняя) единица продукции обходится ей дороже, чем получаемый от нее прирост выручки от ее продажи. Следовательно, фирме следует сократить объем выпуска продукции до оптимального, при котором МR=МС.

Совершенная конкуренция: сущность и виды

Совершенная конкуренция – это тип рынка, при котором бесконечно большое количество продавцов реализуют покупателям абсолютно одинаковую (стандартизированную) продукцию, препятствия для входа в отрасль и выхода из нее отсутствуют, а информация о ценах и технологиях общедоступна (все производители используют одну и ту же технологию, лучшую из возможных). Существенная черта этого рынка состоит в том, что отдельные продавцы не способны оказывать влияние на рыночную цену, изменяя объем производства и продажи продукции. Объясняется это тем, что при бесконечно большом числе продавцов доля каждого из них в общем объеме производства стремится к нулю, а поэтому решение отдельного производителя сократить выпуск продукции никак не повлияет на общее рыночное предложение, рынок просто не почувствует это бесконечно малое сокращение производства. На рынке совершенной конкуренции продавец продает товары по сложившейся рыночной цене, кривая спроса на его продукцию совершенно эластична: при установлении цены выше рыночной величина спроса на продукцию продавца падает до нуля, установление цены ниже рыночной повлекло бы возрастание величины спроса до бесконечности, но сделать это не позволяют затраты на производство.

В условиях совершенной конкуренции в долгосрочной перспективе соблюдается равенство: MR=MC=AC=P.

Условие, когда P=MC означает, что фирмы будут производить максимальное количество продукции до тех пор, пока предельные издержки не будут равны цене, за которую ее удалось купить. Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее по цене, соответствующую этим издержкам. Если AC>P, то продукция экономически убыточна. Если AC<P, то образуется сверхприбыль, а приток новых фирм сведет ее на нет. В условиях чистой конкуренции издержки всех фирм должны быть одинаковы. Это происходит потому, что вся экономия, полученная за счет более эффективных ресурсов, расходуется на их оплату.

График максимизации прибыли в условиях совершенной конкуренции будет выглядеть следующим образом:

Фирма действует в условиях совершенной конкуренции. Текущая рыночная цена Р=20 у.е. Функция совокупных издержек имеет вид ТС=75+17Q+4Q2.

Требуется определить оптимальный объем выпуска.

Решение:

Для нахождения оптимального объема, вычислим MC и MR, и приравняем их друг к другу.

МR=P*=20.

2. МС=(ТС)`=17+8Q.

3. MC=MR.

20=17+8Q.

8Q=3.

Q=3/8.

Таким образом, оптимальный объем составляет Q*=3/8.

Рынок совершенной конкуренции представляет собой идеальную модель, основанную на допущениях, которых в реальной жизни нет. Так, товары у отдельных производителей в большей или меньшей степени различаются, барьеры входа в отрасль и выхода из нее существуют. Тем не менее, некоторые рынки близки к рынку совершенной конкуренции, и ее модель является удобным инструментом их анализа.

Состояние равновесия совершенно конкурентных фирм и всей конкурентной отрасли в долгосрочном периоде характеризуется получением предприятиями нулевой экономической прибыли. В этот момент у фирм нет стимула покинуть данную отрасль, а у предприятий других отраслей отсутствуют экономические мотивы войти в нее.

Графики их валовых и средних доходов и затрат показывают, что при оптимальном размере выпуска Q’, соответствующему условию равенства предельной выручки и предельных издержек МR=МС, значение валовой выручки TR равно значению валовых издержек TC, а средняя выручка AR равна средним издержкам AC. При любом другом объеме выпуска Q затраты конкурентных фирм превысят их доходы, и они будут нести экономические убытки.

Имеются следующие данные о деятельности фирмы, действующей в условиях совершенной конкуренции:

P Q TR TC FC VC ATC AVC MC
                 

Заполните таблицу и сделайте вывод о дальнейшем поведении фирмы, исходя из её экономического положения.

Совершенная конкуренция имеет следующие основные положительные черты:

· способствует более эффективному использованию ресурсов;

· побуждает производителей гибко реагировать на изменение условий производства или потребностей покупателей;

· создает благоприятные условия для внедрения в производство последних достижений науки и техники;

· обеспечивает свободу выбора и действий.

К недостаткам свободной конкуренции можно отнести:

· неспособность сохранения невоспроизводимых ресурсов;

· не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования;

· не создает условия для развития общего образования, городского хозяйства;

· не содержит механизмов, препятствующих расслоению общества, возникновению социальной несправедливости.

В соответствии со сферами конкурентной борьбы различают два вида конкуренции – внутриотраслевую и межотраслевую.

4.3 Предприятие в условиях чистой монополии

Чистая монополия – это тип рынка, при котором единственный производитель контролирует выпуск товара, у которого нет заменителей, а появление конкурентов маловероятно вследствие высоких барьеров входа в отрасль. Условием существования монополии являются препятствия для проникновения в отрасль конкурентов. К числу таких барьеров можно отнести:

· исключительные права, предоставляемые государством, государственные лицензии, дающие фирме эксклюзивные возможности осуществления определенного вида деятельности (например, институт спецэкспортеров при ограничении свободы внешней торговли);

· патенты и авторские права на изобретения, позволяющие использовать их или продавать лицензии на их использование;

· собственность на все предложение уникального ресурса, например, право собственности на уникальное месторождение ценного природного материала;

· значительный положительный эффект масштаба, определяющий преимущество низких издержек крупного производства – случай естественной монополии.

При чистой монополии отрасль состоит из одного производителя, поэтому кривая спроса на продукцию отрасли будет кривой спроса на его продукт.

Монополия не может продать товар по любой цене, она способна только выбрать цену, соответствующую ее значениям на кривой спроса при разных количествах производимой продукции. На практике монопольным можно считать положение фирмы, которая может влиять на цену, изменяя количество товара, которое она продает.

Чистая монополия – это такая же идеальная модель, как и совершенная конкуренция. Несовершенные заменители есть у большинства товаров и услуг, а барьеры входа в отрасль в значительном числе случаев преодолимы.

Тип рынка, на котором при множестве продавцов существует только один покупатель, называется монопсонией. Учитывая параметры кривой предложения, монопсония способна определять цену, изменяя количество товара, которое она покупает.

Для измерения степени монополизации рынка используются индексы А.П.Лернера и Херфендаля-Хиршмана.

Индекс Лернера:

L=(P – MC)/P

где L – индекс монопольной власти, PM – монопольная цена, MC – предельные издержки.

Этот индекс показывает долю экономической прибыли в цене: равновесие конкурентной фирмы достигается при МС=Р, при этом значение L=0 (у фирмы нет монопольной власти). Если L>0, это свидетельствует о наличии экономической прибыли как результата монопольного положения продавца.

Он представляет сумму квадратов долей фирм в отрасли. Чем больше удельный вес фирмы в отрасли, тем больше возможность монополизации:

- если в отрасли действует одна фирма, то S1=100%, следовательно H=10000;

- если фирм две, а доля каждой фирмы – 50%, то H=502+502=5000;

- если фирм – 10 и они обладают равными долями, то H=1012+…+10102=1000.

В случае если объемы производства распределены неравномерно и одна из множества фирм контролирует наибольший объем производства, значение индекса Н будет высоким. При равномерном распределении производства между бесконечно большим количеством фирм значение Н стремится к 0.

Рассмотрим кривые валовой, средней и предельной выручки монополии.

Кривая спроса на продукт монополиста (D) показывает возможные сочетания количества и цены покупаемого товара. Каждое значение цены на ней показывает величину средней выручки AR – дохода, приходящегося на единицу проданного товара.

В отличие от условий совершенной конкуренции кривая предельной выручки монополии MR не совпадает с кривой средней выручки AR: Продавая дополнительную единицу товара, монополист получает прирост выручки, равный его цене, но одновременно теряет часть получаемой ранее выручки. Это связано с понижением цены товара при продаже его каждой последующей единицы. Иначе говоря, монополист теряет разницу между ценами, которые покупатель был готов заплатить за каждую продаваемую ранее единицу товара и ценой, которую он фактически платит за все единицы товара при определенном количестве продаж.

Поэтому при росте реализации продукции предельная выручка MR снижается быстрее средней выручки AR, равной цене товара Р. При увеличении продаж от 0 до Q’ предельная выручка имеет положительные значения, поэтому валовая выручка растет, несмотря на то, что темп ее роста падает. Дальнейшее увеличение продаж выше Q’ приведет к отрицательным значениям прироста выручки MR и абсолютному сокращению валовой выручки ТR.

На рынке совершенной конкуренции равновесие устанавливается при объемах производства, соответствующих равенству предельных издержек цене товара (МС=Р).

С точки зрения взаимодействия отраслевого спроса и предложения такому равновесию на графике соответствует точка Ес, при которой предельные затраты равны рыночной цене. Соответственно, на конкурентном рынке товар будет продаваться по цене Рс в количестве Qc.

В случае монополизации рынка одним производителем равновесие установится в точке Еm при объемах производства Qm, при котором обеспечивается равенство MR=MC. Монопольная цена установится на уровне Рm.

На графике видно, что равновесие монополизированной отрасли устанавливается при меньшем объеме выпуска продукции и более высоких ценах, чем на рынке совершенной конкуренции. Устанавливая более высокую в сравнении с конкурентной цену, монополия частично захватывает (перераспределяет в свою пользу) выигрыш производителя в сделке: первоначальный выигрыш потребителя составлял площадь треугольника АЕmРm. Устанавливая монопольную цену, продавец захватывает часть потребительского излишка, равную площади прямоугольника ВРсРmЕm. При этом другая часть выигрыша производителя, равная площади треугольника ВЕmЕm, безвозвратно теряется для общества.

Помимо отмеченного недостатка для монополистических фирм характерна так называемая Х-неэффективность, связанная с необоснованным завышением заработной платы ее работников, особенно высшего управленческого персонала, содержания дотируемых спортивных команд, неоправданно большого парка автомобилей, чрезмерных представительных расходов и иных подобных затрат. Теоретически такая неэффективность может существовать и у совершенно конкурентной фирмы, но в этом случае ее неизбежно ждут экономические убытки и проигрыш в конкурентной борьбе. Монополия может позволить себе получение экономической прибыли при постоянно существующей Х-неэффективности, когда фактические издержки производства единицы продукции постоянно превышают долгосрочные средние издержки при оптимальной организации производства и отсутствии непрофильных расходов.

Ущемление положения потребителя и чистые экономические потери общества вследствие монополизации производства определили необходимость антимонопольного государственного регулирования.

Развитое антимонопольное законодательство — характерная черта современного государственного регулирования в капиталистических странах. Еще в 1890 году в США был принят Акт Шермана, положивший начало системе антитрестовского законодательства. Он предусматривал расформирование трестов, монополизировавших отраслевые рынки, и их замену децентрализованно управляемыми, конкурирующими друг с другом предприятиями.

Применение антимонопольных мер преследует четыре конечные цели. Первая — эффективное и полное использование всех производственных ресурсов, чему препятствует монополизация. Она позволяет предприятиям-монополистам, контролирующим цены в отрасли, консервировать часть производственных ресурсов для сокращения и стабилизации предложения на уровне, обеспечивающем повышенную цену и максимизирующем совокупную прибыль фирмы. Вторая цель антитрестовского регулирования — содействие развитию национальной экономики. Искусственно ограничивая объемы производства и сдерживая процесс его научно-технического совершенствования, монополисты противодействуют росту национального продукта. Третья цель борьбы с монополизмом — поддержание стабильности в общественном производстве и сокращение безработицы, четвертая — равные права и справедливость в распределении совокупных общественных доходов, реализация принципа соразмерности дохода с реальной производственно-экономической эффективностью деятельности предприятий, их вкладом в развитие национальной экономики.

Ситуация, при которой на рынке действует только один продавец, является редкой. Значительно чаще в отрасли доминирует несколько крупных производителей (поставщиков). Для них становится выгодным создать союз, занимающий монопольной положение на рынке (монополию, основанную на сговоре). Видами (формами) таких монополистических объединений могут быть пулы, ринги, картели, синдикаты, тресты и концерны.

Пул (англ. pool – общий котел) – временное объединение предпринимателей, при котором прибыль поступает в общий фонд, а затем распределяется между участниками соглашения в соответствии с заранее оговоренными условиями.

Ринг (корнер) – (англ. ring, амер. Corner) – кратковременное соглашение предпринимателей о скупке товара в целях монополизации рынка при его продаже.

Картель (франц. cartel, итал. Cartelio) – соглашение между несколькими производителями однородной продукции об ограничении общих объемов ее выпуска продукции для поддержания монопольно высоких цен. Каждому участнику картеля выделяется квота (доля) в общем объеме производства. Кроме того, рынок может быть разделен территориально, чтобы исключить конкуренцию на локальных рынках.

Синдикат (лат. sindicatus – поверенный, представитель) – объединение предприятий, производящих однородную продукцию, созданное для ее продажи через единую торговую сеть. Синдикат учреждает торговое товарищество, которое заключает договор о продаже с каждым из его членов. Производительный капитал остается в собственности участников, а произведенной продукцией распоряжается синдикат.

Трест (англ. trust – доверять) – объединение фирм, в котором его участники теряют свою производственную и коммерческую самостоятельность и подчиняются в своей деятельности решениям единого управляющего центра. В рамках треста объединяются все виды активов участников – производительный, товарный и денежный капитал. Организационно-правовой формой треста может быть акционерного общество.

Концерн (англ. concern – участие, заинтересованность) – крупное объединение предприятий, формально сохраняющих юридическую самостоятельность, вокруг головной материнской компании, которая держит в своих руках крупные пакеты акций этих компаний. В концернах достигается высокая степень концентрации управления финансами и инвестициями. Головная компания, непосредственно не занимающаяся организаций производства и только владеющая пакетами акций контролируемых предприятий, называется холдингом (англ. Holding).

Ценовая дискриминация.

Фирма, обладающая монопольной властью, может ее использовать для проведения особой ценовой политики, так называемой ценовой дискриминации.

Ценовой дискриминацией называется установление разных цен на различные единицы одного и того же товара для одного или разных покупателей. Важно подчеркнуть, что различия в ценах не отражают различия в издержках, связанных с оказанием покупателю транспортных или других услуг. Поэтому не всегда различие в ценах можно считать ценовой дискриминацией, а единая цена свидетельствует о ее отсутствии. Так, например, не является ценовой дискриминацией поставка одного и того же товара по разным ценам в разные регионы, в различные периоды времени (сезонность), разного качества и т.д.

Впервые понятие ценовой дискриминации в экономическую теорию ввел английский экономист Альфред Пигу (1920). Он же предложил различать три ее вида, или степени.

Ценовая дискриминация первой степени (или совершенная ценовая дискриминация) имеет место, когда каждая единица товара продается фирмой по цене спроса, т.е. по максимально возможной цене, которую готов заплатить покупатель. Иногда такую политику называют ценовой дискриминацией по доходам покупателя.

На практике совершенная ценовая дискриминация почти невозможна, поскольку для ее реализации монополист должен знать цены спроса всех возможных потребителей своей продукции. Некоторое приближение к ценовой дискриминации данного вида возможно при наличии небольшого числа покупателей, например, при индивидуальной предпринимательской деятельности (услуги врача, юриста, портного и т.д.), когда каждая единица товара производится по индивидуальному заказу.

Ценовая дискриминация второй степени предполагает назначение различных цен в зависимости от объема покупки, так что связь между объемом продаж и общими доходами монополиста носит нелинейный характер (так называемое нелинейное ценообразование).

В реальной жизни ценовая дискриминация второй степени чаще всего принимает форму ценового дисконта (т.е. скидок). Например:

- скидки на объем поставок (чем больше объем заказа или поставки, тем больше скидка к цене);

- кумулятивные скидки (цена проездного единого билета на год, который предполагают ввести в московском метрополитене относительно ниже цены ежемесячного проездного);

- ценовая дискриминация во времени (различные цены на утренние и вечерние сеансы в кино, различные наценки в ресторанах в дневное и вечернее время) и т. д.

Ценовая дискриминация третьей степени осуществляется на основе сегментации рынка и выделения некоторого количества групп покупателей (сегментов рынка), каждой из которых продавец назначает свои цены.

Примерами подобной ценовой дискриминации могут служить:

- авиабилеты туристского и первого классов;

- спиртные напитки класса "люкс" и другие алкогольные продукты;

- скидки на билеты в музеи и кинотеатры для детей, военнослужащих, студентов, пенсионеров;

- плата за подписку на специализированные издания для организаций и индивидуальных подписчиков (для вторых она, как правило, ниже);

- гостиничные тарифы и плата за посещение музеев для иностранцев и резидентов (в России) и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: