Тема 4. Гендерные аспекты семьи. Роль сексуальных отношений в супружеской жизни

«Пол» и «половые свойства» обозначают явление, связанное с дифференцировкой и различением мужчины и женщины, тогда кА «секс», «сексуальные» свойства подразумевают сексуально – эротические свойства.

Пол:

a) биологический – совокупность контрастирующих генеративных признаков особей одного вида;

b) социальный – комплекс соматических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обеспечивающих индивиду личный, социальный и правовой статус мужчины и женщины.

«Гендер» (от лат «род») – обозначение пола как социального понятия и явления; вся совокупность свойств, отличающих мужчину от женщины.

«Гендер» влияет на:

1. общественное положение и статус человека;

2. то, какое поведение считается нормальным, сомнительным или явно отклоняющимся от нормы;

3. некоторые психологические качеств, которые присущи полу.

Содержание «гендера» - это поло – ролевые стереотипы, которые состоят из представлений о ролях и нормах поведения мужчин и женщин.

«Половая идентичность», то есть осознанная принадлежность к определенному полу, - результат сложного биосоциального процесса, соединяющего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания. Процесс этот, начинающийся с момента оплодотворения яйцеклетки, разделяется на ряд последовательных стадий, каждая из которых выполняет свои специфические задачи, причем результаты таких критических периодов принципиальны необратимы.

Основные этапы и компоненты половой дифференциации рассмотрены ведущим американским сексологом Д.Мани. Основная идея Мани в том, что «для создания самца требуется дополнительные усилия. Природа в основном заботится о создании самки. На всех критических стадиях развития, если орган не получил дополнительного сигнала или команд, половая дифференцировка автоматически идет по женскому типу. То есть социальные факты и самосознание лишь надстройка над тем, что каждому дано природой».

Половая роль – «некоторая система предписаний, модель поведения, которую должен усвоить и которой должен соответствовать индивид, чтобы его признали мужчиной или женщиной».

Половая социализация всегда зависит от норм и обычаев соответствующего общества, культуры. В нее входят:

§ система дифференциации половых ролей, то есть половое разделение труда, специфические половые предписания, права и обязанности мужчин и женщин;

§ система стереотипов маскулинности и фемининности, то есть представления о том какими являются или должны быть мужчины и женщины.

Маскулинность и фемининность – нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых ролей.

Половая идентичность – единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли.

Возрастная периодизация половой идентификации:

1,5 года – ребенок знает свою половую принадлежность.

3-4 года – различает пол окружающих людей, часто ассоциируя его со случайными внешними признаками.

6-7 лет – окончательно осознает необратимость половой принадлежности, и в зависимости от пола по собственной инициативе дети выбирают разные игры и партнеров.

Большое значение в половой социализации играет общество сверстников как своего, так и противоположного пола.

В концепции естественного отбора Ч.Дарвина сформулирован принцип, по которому в схватке побеждает или выживает особь с признаками, способствующими сохранению всего вида. Поэтому, у самки должны быть разные качества, способствующие вынашиванию и выращиванию детеныша, а у самца те, которые помогают защитить семейство.

Биологическая теория Дарвина объясняет, почему природа поощряет в мужчине агрессивность, а в женщине заботливость.

В психоаналитической теории З.Фрейда выделены психосексуальные стадии развития ребенка. Отношения с другим полом и к себе зависят от того, успешно прошел индивид соответствующую стадию или у него произошла фиксация.

Например, взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии стремятся добиваться успеха и постоянно пытаются доказать свою мужественность и половую зрелость. Они убеждают других в том, что они «настоящие мужчины». У женщин фиксация приводит к склонности флиртовать, обольщать, к беспорядочным половым связям, хотя они могут казаться наивными и невинными в сексуальном отношении. Некоторые женщины наоборот могут бороться за главенство над мужчинами, т.е. быть чрезмерно настойчивыми, напористыми и самоуверенными.

Пройдя эдипов комплекс, мужчина подавляет свои сексуальные желания в отношении матери, и начинает идентифицировать себя с отцом, что позволяет мальчику приобрести набор ценностей, моральных норм, установок, моделей полоролевого поведения, обрисовывающего для него, что это значит – быть мужчиной.

Прохождение комплекса Электры обеспечивает девочке, становящейся более похожей на мать, символический доступ к отцу, увеличивая, таким образом, шансы выйти замуж за мужчину, похожего на отца.

По Фрейду, биологическая природа предоставляет зависть к пенису у девочек к мальчикам. Из этого следует вывод, что более полноценным является мужчина, а у женщины всегда будет присутствовать, чаще в подсознательной сфере, некоторая враждебность к противоположному полу, что будет мешать ей, реализовать себя.

Социокультурная теория К.Хорни: Хорни не соглашалась почти ни с одним положением Фрейда в отношении женщин. Она выдвинула свою теорию, учитывающую другое важное биологическое отличие между полами – различную роль мужчины и женщины с точки зрения репродуктивной функции и влияния социокультурных факторов. По Хорни, способность к материнству у женщин имеет физиологическое преимущество. Бессознательно это проявляется в мужской психике как сильнейшая зависть мальчика к материнству. Но зависть мужчины имеет большие возможности для успешной сублимации, чем зависть девочки к пенису. И «эта зависть служит одной из основных движущих сил формирования культурных ценностей». Невероятная сила импульса мужчины к творчеству в любой области, ощущение незначительности собственной роли в сотворении живого существа, подталкивает его постоянно к сверхкомпенсации за счет других достижений.

Особенностью мужской психики является подсознательное недоверие к женщинам. К.Хорни считала, что это порождено обидой и тревогой, во все времена мешавшим отношениям между полами. Этот страх скрывается как в чрезмерном превозношении женщин, так и в презрительном отношении. То есть мужчина в большей степени сексуально зависит от женщины, так как у женщины часть сексуальной энергии передана продуктивным детородным процессам. Поэтому мужчины жизненно заинтересованы в том, чтобы держать женщину в зависимости.

Согласно юнгианской теории личности, каждый человек несет в себе мощные первичные психические образы – архетипы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой – то объект или событие. Юнгом описаны многие архетипы, но для проблемы отношения полов интересны такие архетипы как Анима, Анимус, Персона, Тень и Самость.

Персона – публичное лицо, т.е. то, как мы проявляем себя в отношении с другими людьми. Обозначает много ролей, которые мы проигрываем в соответствие с социальными требованиями, это и половые роли мужчины и женщины и те социальные роли, которые исполняют мужчины и женщины в обществе.

Тень – подавленная, дурная и животная сторона личности. Содержит социально неприемлемые импульсы, аморальные мысли и страсти. В отношении между полами это то, что «не принято показывать».

Анима – «душа» представляет внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону или персонифицирующее женское начало – смутные чувства и настроение, пророческие предчувствия, восприимчивость к иррациональному, способность любить и т.п.

Анимус – «дух» внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона, персонифицирующая физическую силу, инициативу, организованное действие, духовную глубину и рациональность.

Основанный на том биологическом факте, что в мужчине и женщине выражены и мужские и женские черты, этот архетип эволюционировал на протяжении многих лет в коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с противоположным полом. Выражение этих архетипов должно быть гармоничным, не нарушать общего баланса, чтобы не тормозить развитие личности в направлении самореализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: