Понятие полезности и вкусы потребителя

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВЫБОР

ТЕМА 4

ПОЛЕЗНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО БЛАГА.

4.1. Понятие полезности и вкусы потребителя.

4.2. Построение кривых безразличия.

Рекомендованная литература: [1, т. 2, с. 30 — 43; 2, с. 120 — 157; 3, с. 36 — 45].

Ключевые понятия: полезность блага, закон убывающей полезности, закон максимизации функции полезности, функциональный и нефункциональный спрос.

Полезность блага (utility of good) — это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих нужд. Любому бесконечно малому увеличению количества блага Q отвечает прирост общей полезности. Хотя общая полезностьTU (total utility) при увеличении количества благ постепенно растет, предельная полезностьMU (marginal utility) каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается (рис. 4.1, а и б). Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке А, когда предельная полезность (MU) становится равной нулю. Это означает, что благо целиком удовлетворяет потребность. Если дальнейшее потребление приносит вред, (предельная полезность блага негативная) и общая полезность блага снижается.

Закон убывающей предельной полезности — чем больше количество блага, которым мы владеем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага.

Таким образом, цена блага определяется не общей, а предельной его полезностью для потребителя. Поскольку предельная полезность экономического блага для потребителя снижается, то производитель может продать дополнительное количество своей продукции лишь в том случае, если снизит цену. Закон уменьшения предельной полезности лежит в основе определения спроса.

Функция полезности функция, которая показывает уменьшение предельной полезности блага в соответствии с ростом егоколичества (4.1) [1]:

MU = (4.1)

Например, общая полезность воды большая, а предельная — маленькая, поэтому цена воды — сравнительно невысокая. Бриллианты наоборот имеют малую общую полезность, а предельную — большую, в связи с чем, на них высокая цена.

Потребительский выбор (consumer choice) — это выбор, который максимизирует функцию полезности рационального потребителя в условиях ограничения ресурсов (денежного дохода). Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждая последняя денежная единица, израсходованная на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность (4.2 и 4.3) [1, 2, 3]:

l (4.2)

(4.3)

Таким образом соотношения между предельными полезностями любых благ равняется соотношению их цен (MU1: MU2:..:Mun = Р1: Р2... Рn). В равновесии предельные полезности денежных единиц при разных вариантах использования равны (4.4):

Mui = Pi · l, (4.4)

где — l предельная полезность денег.

Таким образом, рациональный потребительский выбор не только предполагает сравнение дополнительных расходов (МС) и дополнительныхвигод (МВ), но и равенство между ними: MB = МС.

Потребительский спрос бывает — функциональным и нефункциональным.

Функциональным спросом является такая часть спроса, которая обусловлена потребительскими свойствами,которые свойственны самому экономическому благу (товару, услуге) [1].

Нефункциональным спросом является такая часть спроса, которая обусловлена факторами, непосредственно не связанными с качествами, которые присущи экономическому благу.

Факторы нефункционального спроса:

¾ социальный;

¾ спекулятивный;

¾ нерациональный.

Социальный фактор:

1) эффект присоединения к большинству;

2) эффект сноба;

3) эффект Веблена.

Эффект присоединения к большинству — эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же товар, которые покупаютдругие.

Эффект сноба — эффект изменения спроса из-за того, что люди потребляют этот товар. Обычно реакция направлена в противоположную сторону относительно общепринятой. Покупатель — сноб не купит то, что приобретают все.

Эффект Веблена — престижное или демонстративное потребление, чтобы создать неизгладимое впечатление. Цена товара составляется с двух составляющих частей: реальной и престижной. Поэтому под эффектом Веблена понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену. Эффект Веблена зависит прежде всего от цены, а эффект сноба зависит от размеров потребления других.

Спекулятивный спрос возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущему стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем.

Нерациональный спрос, который возник под влиянием срочного желания, настроения, прихоти, спрос, который нарушает предпосылку рационального поведения потребителя.

4.2. Построение кривых безразличия

Если существует комбинация двух экономических благ, которые имеют одинаковую полезность для потребителя, то комбинацию использования этих двух благ можно представить с помощью кривой безразличия в двухмерном пространстве (рис. 4.2) [1].

Чем правее и выше расположена кривая безразличия, тем большее удовлетворение приносят комбинации двух благ, которые ею представлены.

Множество кривых безразличия называют картой кривых безразличия.

Зона замещения (субституции) — отрезок кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим.

Рассмотрим на рис. 4.3 кривую безразличия RS.

Количество блага Х, которое равняется отрезку ОТ отображает минимум необходимого количества потребляемого благаХ, от которого потребитель не может отказаться, каким бы большим не было предлагаемое взамен благо У. Аналогично отрезок ОМ является минимумом необходимой величины потребляемого блага У. Взаимная замена благ Х и У целесообразна только в пределах отрезка RS. За его пределами замена исключается и два блага выступают как независимые друг от друга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: