Производный спрос в условиях совершенной конкуренции на рынке продукта и на рынке факторов производства

Сравнение предельного дохода и предельных затрат товаропроизводителя при потреблении одного фактора производства

Предельный продукт фактора производства в денежном выражении (MRP F) — это произведение предельного физического продукта переменного фактора и предельного дохода, полученного от продажи одной дополнительной единицы продукции (12.1):

MRP F = MP F · MR, (12.1)

где MRP F — предельный продукт фактора в денежном выражении;

MP F — физический объём предельного продукта от использования фактора производства;

MR — предельный доход от продажи одной единицы продукции, произведенной с помощью фактора производства.

В условиях совершенной конкуренции фирма является ценополучателем на произведенную товарную продукцию, поэтому предельный доход от продажи каждой дополнительной единицы продукции равен её цене. Тогда формула предельного продукта в денежном выражении от использования одного фактора производства при неизменности остальных представляют в виде формулы 12.2:

MRP F = MP F · Р,(12.2)

где Р — цена единицы продукции, которая в условиях совершенной конкуцренции равна MR.

Показатель, полученный в формуле (12.2) называют стоимостью предельного продукта фактора производства.

Спрос фирмы на фактор производства отображает обратную связь между ценой единицы ресурса и соответствующими его объёмами, которые фирма хочет и может купить на протяжении определеного времени при условии других неизменных условий.Снижение предельного продукта в денежном выражении от использования фактора производства обусловлено снижением предельного продукта фактора производства. Чем меньше дополнительных единиц продукции производится с помощью привлечекния дополнительных единиц фактора производства, тем меньше будет доход от их продажи.

Однако, для максимизации прибыли фирма должна учитывать не только предельный продукт фактора производства в денежном выражении, но и затраты, вызванные использованием дополнительных единиц этого фактора (MRС F ). Предельные затраты на какой-либо фактор производства — это прирост общих затрат фирмы (стоимость факторов производства), вызванных привлечением в производство каждой дополнительной единицы определенного фактора производства. Для максимизации прибыли фирме необходимо увеличивать использование фактора до тех пор, пока каждая дополнительная его единица обеспечивает больший прирост общего дохода, чем прирост общих затрат (MRР = MRС).

Для модели конкурентного рынка кривая спроса на отдельный ресурс (фактор производства) совпадает с кривой предельного продукта в денежном выражении (рис. 12.1). Она является убывающей вследствии того, что в короткосрочном периоде действует закон убывающей предельной производительности (отдачи) дополнительных единиц ресурса. На високо конкурентном факторов производства функція предложения паралельна оси количества факторов производства, так как цена фактора производства в условиях совершенной конкуренции не зависит от количества предлагаемого ресурса.

Пересечение линии рыночной цены ресурса с кривой его предельного продукта в денежном выражении (функція спроса) означает оптимальное количество фактора производства, которое должна купить фирма.

Основными факторами, которые влияют на изменениеколичества привлечённых в производство ресурсов являються следующие:

— цена ресурса, которая сложилась на рынке ресурсов. Её изменение перемести линию S F вверх или вниз, что изменит точку её пересечения с кривой MRPF;

— кривая MRPF может переместиться на графике под влиянием изменеия цен на продукт и под влиянием роста произвдительности ресурса.

Изменеия в спросе на ресурс происходят так же само, как и на продукт. Рост или уменьшене спроса характеризуется смещением кривой спроса вправо или влево. На изменение спроса на ресурс влияют следующие факторы:

— изменение спроса на продукт;

— изменение производительности факторов производства за счёт технического прогресса, объёмов использования других ресурсов;

— изменения цен на другие факторы производства, что ведет к эффекту замещения одних факторов производства другими и к эффекту объёмов продукции при удешевлении одного из факторов производства, что ведёт к снижению себестоимости продукции и увеличению её предложения.

Правило максимизации прибыли фирмы через оценку затрат на привлечение факторов производства гласит: покупая факторы производстввва на конкурентных рынках фирма достигает максимальной прибыли при таком соотношении факторов производства между собой, когда каждый фактор производства привлекается фирмой до тех пор, пока предельный продукт данного фактора производства в денежном выражении не сравняется с его ценой (MR · MPF = PF).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: