Указатели и массивы

Else

// Реакция на ошибочную ситуацию

;

Вторая группа ошибок может быть связана с некорректным использованием арифметики указателей. При некорректном выполнении наращивания или уменьшения указателей с помощью операций + или - можно выйти за пределы предполагаемого объекта (например, массива) и в результате получить неверные данные или модифицировать не те значения.

При выполнении операций инкремента и декремента необходимо помнить, что в результате изменяется значение самого указателя и старое его значение теряется.

Третья группа ошибок относится к использованию операций сравнения > или <. Использование этих операций по отношению к указателям может служить для определения относительного расположения в памяти объектов, на которые ссылаются сравниваемые указатели. Однако такое сравнение имеет смысл, если идет сравнение адресов связанных между собой объектов (например, элементов массива, которые гарантированно упорядочены внутри массива). При сравнении с помощью этих операций указателей на несвязанные между собой переменные результат таких сравнений непредсказуем, так как фактическое расположение в памяти не связанных переменных может отличаться от порядка, в котором эти переменные определялись в программе (это зависит от компилятора).

В любом случае правильное использование указателей полностью определяется знаниями программиста и его внимательностью.

В изучаемых нами языках программирования между массивами и указателями имеется очень тесная связь.

Кода мы определяем в программе некоторый массив, например,

int Arr[10]

переменная Arr без индексов представляет собой указатель на первый элемент массива в данном случае из 10 целых чисел (содержит адрес первого элемента массива). Если вывести на экран значение переменной Arr

cout << Arr:

мы увидим некоторое целое значение в шестнадцатеричном формате, соответствующее адресу первого элемента этого массива.

Замечание. Именно по этой причине в языке C++ отсутствует операция присвоения сразу всех значений одного массива другому (в некоторых других языках, например, в Pascal такая возможность имеется). Действительно, если имеются два массива

int A1[10], A2[10]

то попытка выполнить присвоение A1 = A2 привела бы к тому, что переменная A1 стала бы указывать на ту же область памяти, что и переменная A2 (мы скопировали адрес из A2 в A1, а не содержимое одного массива в другой). Адрес, который хранился ранее в переменной A1, был бы утерян, что привело бы к утечке памяти (для десяти элементов массива A1 в памяти было выделено место, но теперь мы “забыли”, где оно находится, то есть потеряли память). По этой причине подобные операции с массивами в языке C++ запрещены. Более того, запрещены любые изменения значения переменной массива.

Указателю, имеющему такой же базовый тип, как и элементы массива, можно присвоить массив следующим образом:

int Arr[10];

int *p;

p = Arr;

Но обратное присвоение выполнить невозможно:

Arr = p; // Ошибка

Такое присвоение невозможно, поскольку переменная массива – это константа, изменение которой запрещено.

Так как переменная массива является указателем на первый элемент массива, появляются дополнительные возможности по работе с массивами на основе использования арифметики указателей. Например, чтобы получить 5–й элемент массива Arr можно воспользоваться одним из следующих выражений:

Arr[4] или *(Arr + 4) или *(p + 4)

Первое выражение – это пример обычной индексации элементов массива. Во втором и третьем выражениях мы использовали арифметику указателей и с помощью операции + получили адрес пятого элемента массива. Затем с помощью операции * взяли значение по этому адресу и получили значение 5-го элемента массива. Обратите внимание на скобки в этих выражениях, если их не поставить и написать * Arr + 4 или *p + 4, то эти выражения будут равны значению первого элемента массива увеличенного на 4, так как операция * имеет больший приоритет, чем операция +.

Вот пример фрагмента программы для работы с массивом с помощью обычной индексации элементов массива. Этот фрагмент обеспечивает ввод элементов целочисленного массива с клавиатуры, вычисление квадратов значений элементов массива, а затем вывод элементов массива на экран:

int A[10];

for (int i = 0; i < 10; ++ i)

{

cin >> A[i];

A[i] = A[i] * A[i];

}

for (int i = 0; i < 10; ++ i)

cout << A[i] << “ “;

cout << endl;

…..

А вот тот же фрагмент, но с использованием арифметики указателей:

int A[10];

for (int *Next = A, *End = Next + 9; Next <= End; ++ Next)

{

cin >> *Next;

*Next = *Next * *Next; // *Next = (*Next) * (*Next);

}

for (int *Next = A, *End = Next + 9; Next <= End; ++ Next)

cout << *Next << “ “;

cout << endl;

…..

Использование арифметики указателей при работе с массивами приводит обычно к уменьшению объема генерируемого кода программы и к уменьшению времени ее выполнения, то есть к увеличению быстродействия.

Поскольку указатель и имя массива, в большой степени, взаимозаменяемы, указатели можно индексировать, как обычные массивы:

int A[10], *P = A;

for (int i = 0; i < 10; ++ i)

cout << P[i] << “ “;

Можно создавать и массивы указателей. Например:

int a = 1, b = 2, c = 3, *M[3];

M[0] = & a; // Элементам массива М присваиваются адреса переменных a, b и c

M[1] = & b;

M[2] = & c;

for (int i = 0; i < 3; ++ i)

cout << *M[i] << “ ”;

cout << endl;

Массив M – это трехэлементный массив указателей на целые значения, то есть каждый элемент этого массива представляет собой указатель на целое.

С помощью массивов указателей можно моделировать различные интересные конструкции данных. Например, пусть имеется квадратная матрица размерности 5 х 5 симметричная относительно главной диагонали. Для ее однозначного представления достаточно хранить в памяти не все 25 элементов этой матрицы, а только 15 (например, элементы под главной диагональю вместе с элементами главной диагонали). Для этого можно предложить следующую конструкцию:

int A1[1], A2[2], A3[3], A4[4], A5[5], *A[5] = { A1, A2, A3, A4, A5 };

// Вводим 15 целых значений - элементы под главной диагональю и диагональные

// элементы матрицы

for (int i = 0; i < 5; ++i)

for (int j = 0; j <= i; ++ j)

cin >> A[i][j];

cout << endl;

// Выводим симметричную матрицу 5 на 5 на экран

for (int i = 0; i < 5; ++i)

{

for (int j = 0; j <= i; ++ j)

cout << A[i][j] << " ";

for (int j = i + 1; j < 5; ++ j)

cout << A[j][i] << " ";

cout << endl;

}

cout << endl;

А это пятиэлементный массив указателей на символы, инициализированный некоторыми текстовыми строками:

char * Words[5] = { "Слово1", "Слово2", "Слово3", "Слово4", "Слово5" }

Как это работает: когда компилятор встречает в программе некоторый текст, заключенный в кавычки, в памяти создается символьный массив соответствующей этому тексту длины и адрес этого символьного массива присваивается соответствующему элементу – указателю массива Words.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: