Классификация целей
Цели организации классифицируются по разнообразным признакам, например по направлению, по стилю, по срокам, по содержанию, характеристика целей в таблице 1. Цели могут быть количественные и качественные. Например: «Улучшение качества продукции» или «Повышение компетенции сотрудников» это качественные цели. «Увеличить объем прибыли за год на 5%» и «Довести долю реализации продукции за рубежом на 10% «- это количественные цели.
Таблица 1
Классификация целей
| Признак | Виды | Характеристика |
| По направлению | Траекторные | Направляющие, определяют общее направление, в котором должно изменяться состояние управляемого объекта. |
| Точечные | Определяются как стремление достичь вполне конкретного результата | |
| По стилю управления | Стратегические | Формируются при определении долговременной политики развития организации, разрабатываются руководителями высшего звена управления |
| Тактические | Определяются при решении оперативных задач управления, разрабатываются менеджерами среднего звена | |
| Оперативные | Разрабатываются и выполняются менеджерами низшего звена | |
| По срокам | Краткосрочные | До одного года |
| Среднесрочные | От 1-5 лет | |
| Долгосрочные | Более 5 лет | |
| По содержанию | Экономические | Увеличение прибыли |
| Производственные | Реконструкция производства | |
| Маркетинг | Увеличение доли рынка | |
| НИОКР | Выпуск новой продукции |
Стратегические цели определяются в восьми сферах:
· Положение на рынке. Указание доли рынка или обозначение особой ниши для конкуренции;
· Инновации. Признание необходимости разрабатывать новые изделия и услуги;
· Материальные и финансовые ресурсы. Приобретение и эффективное использование материальных и финансовых ресурсов;
· Прибыль. Определение уровня прибыльности, например, через указание уровня отдачи, капиталовложений;
· Развитие управляющих. Эффективное отправление функций управления и развитие потенциала менеджеров;
· Повышение квалификации сотрудников. Эффективное использование должностных обязанностей и стимулирование отношений сотрудников к работе.
· Ответственность перед обществом. Описание воздействия деятельности фирмы в обществе.
Процесс установления целей в различных организациях проходит по-разному. В одних организациях установление целей полностью централизовано, в других же организациях может быть полная децентрализация. Есть организации, в которых процесс установления целей носит промежуточный характер между полной централизацией и полной децентрализацией.
Централизация
В случае полной централизации при установлении целей все цели определяются самым верхним уровнем руководства организации. При таком подходе все цели подчинены единой ориентации. Это является определенным преимуществом. В то же время у этого подхода есть существенные недостатки, суть одного из которых состоит в том, что на нижних уровнях организации может возникать неприятие этих целей и даже сопротивление
Децентрализация
В случае децентрализации в процессе установления целей участвуют наряду с сотрудниками верхнего уровня и сотрудники более низкого уровней организации. Есть две схемы децентрализованного установки целей. При одной — процесс установления целей идет сверху вниз. Декомпозиция целей происходит следующим образом: на каждом из нижестоящих уровней в организации определяются свои цели, исходя из того, какие цели были установлены для более высокого уровня.
Вторая схема предполагает, что процесс установления целей идет снизу вверх. В этом случае нижестоящие звенья устанавливают себе цели. которые служат основой для установления целей последующего, более высокого уровня.






