Особенности целевого управления

Классификация целей

Цели организации классифицируются по разнообразным признакам, например по направлению, по стилю, по срокам, по содержанию, характеристика целей в таблице 1. Цели могут быть количественные и качественные. Например: «Улучшение качества продукции» или «Повышение компетенции сотрудников» это качественные цели. «Увеличить объем прибыли за год на 5%» и «Довести долю реализации продукции за рубежом на 10% «- это количественные цели.

Таблица 1

Классификация целей

Признак Виды Характеристика
По направлению Траекторные Направляющие, определяют общее напра­вление, в котором должно изменяться состояние управляемого объекта.
Точечные Определяются как стремление достичь вполне конкретного результата
По стилю управления Стратегические Формируются при определении долговре­менной политики развития организации, разрабатываются руководителями высшего звена управления
Тактические Определяются при решении оперативных задач управления, разрабатываются менеджерами среднего звена
Оперативные Разрабатываются и выполняются менеджерами низшего звена
По срокам Краткосрочные До одного года
Среднесрочные От 1-5 лет
Долгосрочные Более 5 лет
По содержанию Экономические Увеличение прибыли
Производственные Реконструкция производства
Маркетинг Увеличение доли рынка
НИОКР Выпуск новой продукции

Стратегические цели определяются в восьми сферах:

· Положение на рынке. Указание доли рынка или обозначение особой ниши для конкуренции;

· Инновации. Признание необходимости разрабатывать новые изделия и услуги;

· Материальные и финансовые ресурсы. Приобретение и эффективное использование материальных и финансовых ресурсов;

· Прибыль. Определение уровня прибыльности, например, через указание уровня отдачи, капиталовложений;

· Развитие управляющих. Эффективное отправление функций управления и развитие потенциала менеджеров;

· Повышение квалификации сотрудников. Эффективное использование должностных обязанностей и стимулирование отношений сотрудников к работе.

· Ответственность перед обществом. Описание воздействия деятельности фирмы в обществе.

Процесс установления целей в различных организациях проходит по-разному. В одних организациях установление целей полностью централизовано, в других же организациях может быть полная децентрализация. Есть организации, в которых процесс установления целей носит промежуточный характер между полной централизацией и полной децентрализацией.

Централизация

В случае полной централизации при установлении целей все цели определяются самым верхним уровнем руководства организации. При таком подходе все цели подчинены единой ориентации. Это является определенным преимуществом. В то же время у этого подхода есть существенные недостатки, суть одного из которых состоит в том, что на нижних уровнях организации может возникать неприятие этих целей и даже сопротивление

Децентрализация

В случае децентрализации в процессе установления целей участвуют наряду с сотрудниками верхнего уровня и сотрудники более низкого уровней организации. Есть две схемы децентрализованного установки целей. При одной — процесс установления целей идет сверху вниз. Декомпозиция целей происходит следующим образом: на каждом из нижестоящих уровней в организации определяются свои цели, исходя из того, какие цели были установлены для более высокого уровня.

Вторая схема предполагает, что процесс установления целей идет снизу вверх. В этом случае нижестоящие звенья устанавливают себе цели. которые служат основой для установления целей последующего, более высокого уровня.




double arrow
Сейчас читают про: