Факторы внутренней среды, их характеристика

Содержание

Тема 5. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВНУТРЕННИХ СЛАБЫХ И СИЛЬНЫХ СТОРОН ОРГАНИЗАЦИИ

1. Управленческий анализ: понятие, цели, принципы

2. Факторы внутренней среды, их характеристика

3. Модель «Семи С»

4. Конкурентные преимущества фирмы

5. Методы проведения анализа сильных и слабых сторон внутренней среды организации

6. Этапы проведения управленческого анализа

7. Способы достижения конкурентных преимуществ организации

5.1.Управленческий анализ: понятие, цели, принципы

При разработке стратегии предприятия менеджеры должны исследовать не только внешнюю среду, но и ситуацию внутри организации.

У правленческий (стратегический) анализ – это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем

Цель управленческого анализа - представление информации менеджерам и другим заинтересованным лицам для принятия адекватных стратегических решений, выбора стратегии, которая в наибольшей степени будет соответствовать будущей организации

Принципами управленческого анализа являются:

· Системный подход - организация рассматривается как сложная система, действующая в среде открытых систем и состоящая их ряда подсистем

· Комплексный анализ всех составляющих подсистем

· Динамический принцип

· Принцип сравнительного анализа заключается в сравнении показателей организации с аналогичными показателями конкурирующих фирм

· Принцип учёта специфики организации

· Динамический принцип - анализ всех показателей в динамике

Определение сильных и слабых сторон следует проводить по всем направлениям деятельности предприятия:

· Маркетинг – анализируются:

ü Доля рынка и конкурентоспособность

ü Разнообразие и качество ассортимента изделий

ü Рыночная демографическая статистика

ü Рыночные исследования и разработки (в основном это касается новых и лучших товаров и услуг)

ü Предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов

ü Эффективный сбыт, реклама и продвижение товара

ü Прибыль

· Производство - анализируется:

ü Стоимость сырья и его доступность

ü Местонахождение производства

ü Эффективность использования мощностей, прогрессивность технологии

ü Степень вертикальной интеграции, чистая продукция, прибыль

ü Контроль за процессом приготовления продукта

ü Закупка

ü Исследования и разработки, инновации

ü Патенты, торговые марки

ü Величина издержек

· Финансы

Производится детальный анализ финансового состояния может выявить уже имеющиеся и потенциальные внутренние слабости в фирме, а также относительное положение фирмы в сравнении с её конкурентами.

· Персонал – анализируется структура персонала, достаточность, навыки и опыт

руководителей, навыки и опыт рабочей силы, затраты на рабочую силу и их динамика, отношения с профсоюзами, количество служащих и его изменения, приверженность служащих интересам корпорации, вид контракта со служащими, уровень овладения несколькими профессиями.

· Организационная (корпоративная) культура -

это совокупность норм и ценностей, выработанных и разделяемых коллективом с целью внутренней интеграции и адаптации организации к внешним условиям.

Значение организационной культуры в том, что она выполняет следующих функций:

ü Охранная

ü Интегрирующая

ü Регулирующая

ü Адаптивная

ü Ориентирующая

ü Мотивационная

ü Формирующая имидж компании в глазах окружающих

Элементами корпоративной культуры являются: философия фирмы, ценностно-нормативная культура, культура внутренних коммуникаций, социально-психологическая культура, событийная культура, культура внешней узнаваемости. Необходимо проанализировать образ и престиж корпорации, размер, гибкие и подстраивающиеся структуры, эффективные исследования и разработки, эффективные системы управленческой информации, уровень подготовки высшего руководства, стандартные процедуры деятельности.

5.3.Система «Семь С»

Существует много подходов к анализу внутренней среды фирмы, в частности система «Семь С».

Таблица 3

Система «Семь С»

Элементы управления Характеристика элементов
Стратегия Курс на распределение ограниченных ресурсов для намеченных целей.
Структура Описание характеристики организационной системы взаимодействия подразделений
Система и процедуры Описание процессов и устранение процедур (например, система планирования, управления качеством)
Состав персонала Демографическая характеристика важнейших категорий персонала фирмы
Стиль Характеристика действия ведущих менеджеров для достижения целей фирмы
Сумма навыков персонала Способности, отличающие персонал и фирму в целом
Совместно разделяемы ценности Важнейшие ценности или основополагающие концепции, которые доводят до сознания сотрудников фирмы

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: