Содержание
Тема 5. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВНУТРЕННИХ СЛАБЫХ И СИЛЬНЫХ СТОРОН ОРГАНИЗАЦИИ
1. Управленческий анализ: понятие, цели, принципы
2. Факторы внутренней среды, их характеристика
3. Модель «Семи С»
4. Конкурентные преимущества фирмы
5. Методы проведения анализа сильных и слабых сторон внутренней среды организации
6. Этапы проведения управленческого анализа
7. Способы достижения конкурентных преимуществ организации
5.1.Управленческий анализ: понятие, цели, принципы
При разработке стратегии предприятия менеджеры должны исследовать не только внешнюю среду, но и ситуацию внутри организации.
У правленческий (стратегический) анализ – это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем
Цель управленческого анализа - представление информации менеджерам и другим заинтересованным лицам для принятия адекватных стратегических решений, выбора стратегии, которая в наибольшей степени будет соответствовать будущей организации
|
|
Принципами управленческого анализа являются:
· Системный подход - организация рассматривается как сложная система, действующая в среде открытых систем и состоящая их ряда подсистем
· Комплексный анализ всех составляющих подсистем
· Динамический принцип
· Принцип сравнительного анализа заключается в сравнении показателей организации с аналогичными показателями конкурирующих фирм
· Принцип учёта специфики организации
· Динамический принцип - анализ всех показателей в динамике
Определение сильных и слабых сторон следует проводить по всем направлениям деятельности предприятия:
· Маркетинг – анализируются:
ü Доля рынка и конкурентоспособность
ü Разнообразие и качество ассортимента изделий
ü Рыночная демографическая статистика
ü Рыночные исследования и разработки (в основном это касается новых и лучших товаров и услуг)
ü Предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов
ü Эффективный сбыт, реклама и продвижение товара
ü Прибыль
· Производство - анализируется:
ü Стоимость сырья и его доступность
ü Местонахождение производства
ü Эффективность использования мощностей, прогрессивность технологии
ü Степень вертикальной интеграции, чистая продукция, прибыль
ü Контроль за процессом приготовления продукта
ü Закупка
ü Исследования и разработки, инновации
ü Патенты, торговые марки
ü Величина издержек
· Финансы
Производится детальный анализ финансового состояния может выявить уже имеющиеся и потенциальные внутренние слабости в фирме, а также относительное положение фирмы в сравнении с её конкурентами.
|
|
· Персонал – анализируется структура персонала, достаточность, навыки и опыт
руководителей, навыки и опыт рабочей силы, затраты на рабочую силу и их динамика, отношения с профсоюзами, количество служащих и его изменения, приверженность служащих интересам корпорации, вид контракта со служащими, уровень овладения несколькими профессиями.
· Организационная (корпоративная) культура -
это совокупность норм и ценностей, выработанных и разделяемых коллективом с целью внутренней интеграции и адаптации организации к внешним условиям.
Значение организационной культуры в том, что она выполняет следующих функций:
ü Охранная
ü Интегрирующая
ü Регулирующая
ü Адаптивная
ü Ориентирующая
ü Мотивационная
ü Формирующая имидж компании в глазах окружающих
Элементами корпоративной культуры являются: философия фирмы, ценностно-нормативная культура, культура внутренних коммуникаций, социально-психологическая культура, событийная культура, культура внешней узнаваемости. Необходимо проанализировать образ и престиж корпорации, размер, гибкие и подстраивающиеся структуры, эффективные исследования и разработки, эффективные системы управленческой информации, уровень подготовки высшего руководства, стандартные процедуры деятельности.
5.3.Система «Семь С»
Существует много подходов к анализу внутренней среды фирмы, в частности система «Семь С».
Таблица 3
Система «Семь С»
Элементы управления | Характеристика элементов |
Стратегия | Курс на распределение ограниченных ресурсов для намеченных целей. |
Структура | Описание характеристики организационной системы взаимодействия подразделений |
Система и процедуры | Описание процессов и устранение процедур (например, система планирования, управления качеством) |
Состав персонала | Демографическая характеристика важнейших категорий персонала фирмы |
Стиль | Характеристика действия ведущих менеджеров для достижения целей фирмы |
Сумма навыков персонала | Способности, отличающие персонал и фирму в целом |
Совместно разделяемы ценности | Важнейшие ценности или основополагающие концепции, которые доводят до сознания сотрудников фирмы |