Методы проведения анализа сильных и слабых сторон внутренней среды
К методам управленческого анализа относятся следующие:
ü SWOT – анализ
ü Портфельный анализ
ü Экспертный анализ
ü Групповой анализ
ü «Цепочка ценностей»
ü Кабинетные исследования
ü Наблюдения и опросы
ü Мозговой штурм
5.1. SWOT - анализ
SWOT – анализ (S – сила, W – слабость, О – возможности, Т – угрозы), позволяющий провести совместный изучение внешней и внутренней среды. Цель SWOT – анализа состоит в установлении связей между сильными и слабыми местами фирмы, а также угроз и возможностей, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии фирмы
5.2.Портфельный анализ
Портфельный анализ - это инструмент с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою хозяйственную деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные или перспективные направления и прекращение инвестиций в неэффективные проекты.
К портфельному анализу относится матрица «Бостон Консалтинг групп» (BCG). В основе матрицы Бостонской консультационной группы, или матрицы БКГ лежит модель жизненного цикла товара, в соответствии с которой товар в своем развитии проходит четыре стадии:
|
|
ü выход на рынок (товар-«проблема»);
ü рост (товар -«звезда»);
ü зрелость (товар-«дойная корова»);
ü спад (товар-«собака»);
Матрица БКГ основана на двух предположениях:
1. Бизнес, имеющий существенную долю рынка, приобретает в результате действия эффекта опыта конкурентное преимущество в отношении издержек производства. Отсюда следует, что самый крупный конкурент имеет наибольшую рентабельность при продаже по рыночным ценам и для него финансовые потоки максимальны
2. Присутствие на растущем рынке означает повышенную потребность в финансовых средствах для своего развития, т.е. обновления и расширения производства, проведения интенсивной рекламы и т.д. Если темп роста рынка невелик, например зрелый рынок, то товар не нуждается в значительном финансировании.
Когда обе гипотезы выполняются, можно выделить четыре группы рынков товара соответствующие различным приоритетным стратегическим целям и финансовым потребностям:
· «Проблемы» (быстрый рост/малая доля) - товары этой группы могут оказаться очень перспективными, поскольку рынок расширяется, но требуют значительных средств для поддержания роста. Применительно к этой группе продуктов необходимо решить: увеличить долю рынка данных товаров или прекратить их финансирование.
· «Звезды» ( быстрый рост/высокая доля) — это рыночные лидеры. Они приносят значительную прибыль благодаря своей конкурентоспособности, но также нуждаются в финансировании для поддержания высокой доли динамичного рынка.
|
|
· «Дойные коровы» (медленный рост/высокая доля) — товары, способные принести больше прибыли, чем необходимо для поддержания их роста. Они являются основным источником финансовых средств для диверсификации и научных исследований. Приоритетная стратегическая цель — «сбор урожая»
· «Собаки» (медленный рост/малая доля) — это продукты, которые находятся в невыгодном положении по издержкам и не имеют возможностей роста. Сохранение таких товаров связано со значительными финансовыми расходами при небольших шансах на улучшение положения. Приоритетная стратегия — деинвестирование и скромное существование
Сбалансированный номенклатурный портфель предприятия должен включать:
· 2-3 товара — «коровы»
· 1-2 — «звезды»
· несколько «проблем» в качестве задела на будущее
· небольшое число товаров — «собак». Избыток стареющих товаров («собак») указывает на опасность спада, даже если текущие результаты деятельности предприятия относительно хорошие.
Избыток новых товаров может привести к финансовым затруднениям.