Структуралистский конструктивизм Бурдье и теория структурации Гидденса

Интегральные и объединительные парадигмы современной социологии

Объединительные парадигмы - постклассические парадигмы, в которых раскрывается взаимосвязь соц. структур и деятельных соц. агентов.

Последние десятилетия в развитии современной социологии отмечены, с одной стороны, появлением новых соц. концепций, дальнейшим усилением их многообразия, с другой - все яснее проявляющимся стремлением преодолеть традиционный разрыв макро- и микросоциологии, теоретического и эмпирического подходов к изучению и пониманию соц. реальности. Такое стремление началось в 30-е годы, но именно в 70-90 оно приобретает характер устойчивой, доминирующей тенденции. Значение объединительных попыток состоит не только в том, что они сами по себе несут немалое новое соц. значение, но и в том, что успешное решение этой важнейшей задачи может означать переход к качественно новому этапу в развитии теоретической социологии. Речь идет о тенденции движения не к одной и единственной общесоц. теории, исключающей плюрализм соц. парадигм, а об обеспечении единства и многообразия, при котором сохраняющийся плюрализм не исключал, а предполагал сближение различных методологических подходов к изучению соц. действительности. Речь идет о потребности в создании более широкой и высокой соц. научной системы, способной обобщить лучшие достижения различных направлений современной социологии.

Интегралистские, объединительные тенденции в современной социологии рельефно проявились в частности в новейших концепциях «коммуникативного действия» Хабермаса, «структуралистского конструктивизма» Бурдье, «структурации» Гидденса, "неофункционализма" Александерса и др. Немецкий соц. философ и социолог Юрген Хабермас в работах «Теория коммуникативного действия», «Фактичность и значимость» и др. сделал попытку соединить концепции структурного функционализма и концепции феноменологии, добиться интеграции теории действия и теории систем. С творчеством этих социологов связан качественно новый этап в развитии социологической науки.

Известный французский социолог Пьер Бурдье (1930) создал концепцию структуралистского конструктивизма, в которой попытался соединить объективное (влияние соц. структуры) и субъективное (конструирование личностью объектов) в соц. познании, преодолеть односторонность как объективизма, так и субъективизма.

В определении и изучении сути соц. отношений Бурдье предложил использовать одновременно 2 принципиальных подхода:

1)структурализм - в соц. системе существуют объективные структура, не зависящие от сознания и воли людей, но способные стимулировать те или иные их действия и стремления;

2)конструктивизм - действия людей, обусловленные жизненным опытом, процессом социализации, "формируют соц. агента как истинно практического оператора конструирования объектов".

Объединяя в своем учении принципы структурализма и конструктивизма, он использует 2 центральных в его концепции понятия – «соц. поле» и «габитус».

Соц. поле - это соц. пространство, в котором осуществляется различное взаимодействие людей, включающее целый ряд разных полей – политическое, экономическое, культурное, духовное и др.

Под габитусом понимается система прочных приобретенных предрасположенностей индивидов, которые формируются под воздействием объективной соц. среды и используются ими в своих действиях как исходные установки.

На этой основе он стремится внести свой вклад и в преодоление противопоставления макро- и микросоциологии.

Крупнейшие труды:

-- "Соц. пространство и символическая власть",

-- "Социология политики" (1993),

-- "Начала" (1994).

Крупнейший английский социолог и политолог Энтони Гидденс (1938) (Капитализм и современная соц. теория, внес значительный вклад в интерпретацию классической социологической теории ("Политическое и социологическое воззрение Макса Вебера", "Эмиль Дюркгейм" и др.). Гидденс выдвинул оригинальную теорию структурации, также направленную на интеграцию макро- и микроподходов к исследованию соц. реальности ("Элементы теории структурации").

Его теория исходит из того, что в общественной жизни действия и структуры неразрывно связаны и не существуют друг без друга. Именно соц. действия создают и воспроизводят соц. структуры, а эти последние во многом обуславливают соц. действия. Поэтому социология, как и другие соц. науки, должна иметь дело не с опытом индивида и не со всеобщими соц. формами, а с соц. опытом, упорядоченным во времени и пространстве, в основе которого лежит человеческая деятельность. Соц. практики "одинаковы" в опр. времени и пространстве благодаря рефлексивности агентов, которая трактуется Гидденсом как "мониторинг течения соц. жизни". В свою очередь индивиды, усваивая в ходе социализации законы и навыки соц. деятельности", обеспечивают повторение соц. практик, что и делает возможным их типизацию и научный анализ.

И здесь он выступает как против волюнтаристов, отрицающих или принижающих влияние условий среды, так и против детерминистов, игнорирующих или недооценивающих роль и значение воли и желаний субъекта в этой деятельности. Против этих крайностей и была направлена его концепция взаимосвязи и органического сочетания соц. структуры и соц. действия. Гидденс считает, что необходима объединительная парадигма, а не полюсные подходы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: