Организация управления мобилизационной подготовкой и мобилизацией здравоохранения

Управление мобилизационной подготовкой и мобилизацией здравоохранения заключается в целенаправленной практической деятельности органов управления здравоохранением различного уровня по поддержанию высокой мобилизационной готовности этих органов и учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения, своевременной их подготовке к выполнению задач по предназначению, а также руководству ими в ходе мобилизационного развертывания для работы в военное время.

Управление – это сложный род человеческой деятельности, связанный с выполнением функций организации и координации, контроля, финансирования, мотивации, представительства и направленный на достижение поставленной цели. Управление включает в себя ресурсы: правильно сформулированную цель, трудовые ресурсы, время, материальные ресурсы, власть, технические средства, финансовые и информационные ресурсы. Управление осуществляется, прежде всего, через управление людьми.

В сущности управление – это деятельность по организации деятельности (работы) других людей.

Теоретическими основами управления занимается наука о теории систем и системного анализа в управлении.

С точки зрения науки управления под управлением понимается процесс формирования целенаправленного поведения системы посредством информационных воздействий, вырабатываемых человеком (группой людей). При этом задачами управления являются:

- целеполагание,

- стабилизация,

- выполнение программы,

- слежение;

- оптимизация.

В теории управления для обозначения управляющих воздействий используют понятие «руководство», под которым понимается управление чужой работой в организационных, социальных, экономических системах, а также признается наличие определенных принципов, знание которых позволяет квалифицированно решать задачи управления. К ним относятся:

1.Наблюдаемость объекта управления. Наблюдение и контроль текущего состояния объекта управления, так как без этого управление невозможно.

2.Управляемость объекта управления. Если состояние объекта управления не меняется, то понятие управления теряет смысл.

3.Наличие цели управления, без которой управление не имеет смысла, ибо требуется перевести систему (объекты управления) в требуемое (целевое) состояние.

4.Возможность выбора управляющих воздействий (решений). Если есть единственный способ воздействия, - управление не требуется, а если решения не влияют на объект управления, то управления просто не существует.

5.Наличие критерия эффективности управления, которым считается степень достижения цели функционирования системы.

6.Наличие ресурсов (материальных, финансовых, специальных и др.) управления без которых оно невозможно.

    Лицо, принимающее решение Основной элемент
        Внешние факторы
Управляющая система – орган управления, реализующий задачи целеполагания Система связи - обеспечивает обмен управляющей информацией между управляющей системой и объектом управления Объекты управления – исполнительный инструмент, реализующий основную функцию системы
        Показатель эффективности управления

Наукой об управлении доказано, что организационные, социальные, экономические системы являются так называемыми «системами с управлением», относятся к типу кибернетических систем и включают в себя три подсистемы: управляющую систему, объект управления и систему связи. Основным их элементом является «лицо, принимающее решение» (ЛПР) - индивидуум или группа индивидуумов, имеющих право принимать окончательные решения по выбору одного из нескольких управляющих воздействий (решений).

Управляющая система – орган управления, реализующий задачи целеполагания, стабилизации, оптимизации.

Объект управления – исполнительный инструмент, реализующий основную функцию системы.

Система связи - обеспечивает обмен управляющей информацией между управляющей системой и объектом управления.

То есть, как показывает опыт, есть объекты управления, субъекты управления и средства управления.

Основоположник функционального подхода в управлении А. Файоль выделял пять функций управления: - предвидение, организация, распорядительская деятельность, координация (согласование), контроль и разделил их на шесть групп: - производство; финансы; охрана; учет; администрирование; техника безопасности. С учетом современных требований, к основным функциям управления относятся:

- сбор данных;

- формирование сообщения;

- передачу данных по каналам связи;

- учет;

- контроль и анализ;

- прогнозирование и планирование;

- оперативное управление;

- организацию и координацию;

- доведение решений

Кроме этого, для учета человеческого фактора в отдельную группу выделяют функции стимулирования и мотивации.

Одним из основных понятий в теории управления является организационная структура управления - совокупность подсистем, объединенных иерархическими взаимосвязями, обеспечивающими распределение функций управления между управленцами для достижения целей системы. Она должна соответствовать целям, решаемым задачам, составу и условиям функционирования объектов управления. Ее определяют следующие характеристики:

- количество звеньев управления;

- количество уровней иерархии;

- степень централизации управления;

- делегирование полномочий;

- норма управляемости.

Звено или отдел - это организационно обособленный, самостоятельный орган управления, выполняющий определенные функцииуправления.

Уровень (ступень) иерархии это группа звеньев, в которых ЛПР имеют одинаковые полномочия.

Степень централизации (децентрализации) управления. В централизованной системе принятие решений осуществляется только в центральном органе управления, в децентрализованной - решения принимаются отдельными элементами системы независимо от других элементов и не корректируются центральным органом при этом преимущество этой системы в близости органов управления к объектам управления.

Делегирование полномочий - передача части функций и прав принятия решений нижестоящим системам управления.

Норма управляемости - число подчиненных, которыми может эффективно управлять один руководитель. В настоящее время норма управляемости составляет 5- 12 подчиненных на одного руководителя.

Кроме того, основными требованиями, предъявляемыми к управлению в системах специального назначения являются: устойчивость, непрерывность, оперативность и скрытность (конфиденциальность). Наука об управлении говорит о том, что особое значение эти требования приобретают именно в системах военного управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: