И методы восстановления их работоспособности

Характерные повреждения элементов судовых турбин и турбокомпрессоров

ТУРБИНЫ И ТУРБОКОМПРЕССОРЫ

Большинство дефектов турбомашин устраняют, как правило, при заводском ремонте, однако некоторые, как показывает опыт эксплуатации турбокомпрессоров, могут быть устранены экипажем в процессе планового технического обслуживания без вывода судна из эксплуатации. Рекомендации по выполнению таких работ представлены в табл 4.3

Таблица 4.3

  Механизмы, узлы, детали   Повреждения Методы обнаружения дефекта   Технологические операции процесса восстановления работоспособности   Дополнительные рекомендации
  Детали статора турбины Подшип­ники сколь­жения Ротор турбины Ротор компрессора турбонагнетателя Подшип­ники качения   1. Трещины 2. Раковины, местные разъедания 3. Коробление фланцев корпуса, плоскостей разъ­ема половин диафрагм 4. Повреждения диаф­рагм, их направляющего аппарата: загибы кромок лопаток, трещины, над­рывы, забоины, вмятины, коррозия, эрозия, натиры 1. Подплавление, изнашивание баббита, отста­вание его от корпуса вкладыша, трещины, значительное выкрашивание, увеличение зазоров в опорных подшипниках 2. Раковины, выкрашивание на отдельных участках, небольшие местные дефекты на поверхностях опорных подшипников 3. Растрескивание, отставание баббита на подушках сегментов упорных подшипников увеличение осевого разбега ротора сверх допустимого 1. Нарушение геометрической формы шеек валa: эллиптичность, бочкообразность и конусность выше нормы; биение упорного гребня более 0,02 — 0,03 мм 2. Повреждение шеек вала: риски, царапины, задиры, коррозионные разъедания 3. Трещины вала 4. Расшатывание упорного гребня, трещины в нем 5. Забоины, мелкие трещины глубиной до 1 мм, эрозионное разрушение лопаток на ширине до 2 мм 6. Вмятины на кромках, надрывы 7. Значительные коррозионные разрушения (сквозные отверстия) на кромках лопаток, трещины 8. Ослабление бандажной ленты 9. Заусенцы, мелкие трещины, отгибы на бандаже 10. Изнашивание, повреждение связывающей проволоки 11. Смятие острых концов гребешков уплотнений 1. Следы коррозии на рабочем колесе 2. Деформация уплотнительных колец 3. Трещины на корпусе компрессора 4. Свищи в корпусе Изломы, трещины, коррозия, сколы, раковины шелушение деталей, обрыв заклепок сепарато­ров, появление цветов побежалости   В В И В В, И В В И В В, К В. К В, К В В В В В В В В В В В   1. Поверхностные трещины стальных корпусов разделывают с последующей заваркой с применением ду­говой сварки В чугунном корпусе концы трещины засверливают, вдоль нее крейцмейселем делают паз глубиной 3—4 мм и зачеканивают в него медную отож­женную проволоку, затем устанавли­вают на болтах металлическую накладку 2. Дефектные участки заваривают с применением дуговой сварки 3. Опиливают и пришабривают плоскость разъема до появления одного - двух пятен краски на площади 1 см2 и достижения зазора в стыке фланцев менее 0,05 мм 4. При значительных дефектах за­меняют диафрагмы, лопатки. Неболь­шие трещины лопаток запаивают припоем ПСр45, При незначительной глубине трещин можно ограничиться их запиливанием и шлифовкой. Загнутые лопатки выправляют при помощи специальных оправок. Вмятины выравнивают без нагрева (по возможности). Трещины и коррозионные раковины диафрагм заваривают. 1. Подшипники заменяют или перезаливают с последующей расточкой и шабрением по валу ротора 2. Дефектные места наплавляют растачивают и пришабривают по валу ротора 3. Подушки заменяют или перезаливают, рабочие поверхности обрабатывают на станке и шабрят 1. Вал протачивают на станке, шлифуют наждачным полотном до исчезновения следов резца, полируют пастой ГОИ и меловым порошком на фетре 2. При возможности шейки обрабатывают на станке; протачивают, шлифуют и полируют. При ручной обработке шейки шлифуют наждачным полотном с помощью ручных жимков, затем полируют пастой ГОИ до исчезновения следов шлифо­вания, окончательно полируют мело­вым порошком, нанесенным на фетр, в жимках 3. Вал подлежит замене 4. Дефектный гребень снимают с вала (с нагревом снаружи до 80 — 120°С), насаживают новый (нагрев в кипящем масле) с натягом 0,05— 0,06 мм 5. Кромки лопаток, разрушенные места запиливают и шлифуют 6. Кромки правят (выгибанием или ударами молотка через оправку) с последующим запиливанием и шлифованием 7. Дефектные лопатки удаляют, сре­зав их у обода диска 8. При небольшом увеличении зазо­ра (не более чем в 2—3 раза превы­шающем нормальный) шипы подчеканивают и припаивают припоем ПСр45 9. Дефектные места опиливают бар­хатными напильниками и надфиля­ми выполняя плавные переходы 10. Отдельные оборванные участки запаивают. При истирании проволоки ее заменяют 11. При значительных повреждениях и изнашивании, ножевые уплотнения заменяют 1. На алюминиевых колесах корро­зионные разрушения удаляют шабе­ром. На колесах из других сплавов дефектные места обрабатывают крокусовой шкуркой 2. Кольца подвергают правке 3. Чугунные корпуса заваривают (если число трещин не превышает трех, а длина 40—60 мм) с примене­нием газовой сварки. Алюминиевые корпуса заваривают газовой сваркой или электросваркой угольными электродами 4. Дефектные места засверливают нарезают резьбу (не более 8 мм), ста­вят алюминиевую заглушку, зачищают ее заподлицо и расчеканивают. Зау­сенцы и забоины устраняют шабе­ром Подшипники подлежат замене   1. Для корпусов из легированных сталей требуется местный нагрев до 250—4500С Для обеспечения плотности прилега­ния накладки ее можно устанавливать на мастику с асбестовым шнуром 3. Для проверки качества шабрения нижней половины можно использо­вать линейку, смазанную краской (длина линейки — не менее длины корпуса). Верхнюю половину подгоня­ют по нижней (при удаленных шпиль­ках) 3. Следует обратить внимание на обеспечение одинаковой толщины подушек, допускается разность толщин не более 0,02 мм 2. При проточке допускается уменьшение диаметра шейки до 3% первоначального. В качестве базовой поверхности при обработке вала применяют шейки лабиринтного уплотнения или нерабочую часть поверхности возле упорного гребня 5. Уменьшение ширины лопаток до­пускается не более 1мм; уменьшение ширины отдельных лопаток допу­скается до 2 мм, если число таких ло­паток в одном ряду не превышает 20% 7. Для обеспечения баланса ротора следует удалить симметричные лопат­ки. Допускается удаление до 7 — 8% лопаток 8. Нормальный зазор между шипом и отверстием составляет 0,1—0,2 мм 9. Допускается уменьшение шири­ны бандажной ленты до 20% 3. Трещины на концах засверлить. После заварки проверить все каналы компрессора, продувая их сжатым воздухом, а водяную полость — гид­равлическим испытанием Можно оставить подшипники, имею­щие следы коррозии на посадочных поверхностях, после их зачистки шлифовальной шкуркой с маслом

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: