Вспомогательных механизмов машинного отделения,
Характерные повреждения элементов
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ МАШИННОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Опыт эксплуатации показывает, что практически все повреждения вспомогательных механизмов могут быть устранены в хорошо оборудованных судовых мастерских. Разнообразие имеющихся и появляющихся на судах вспомогательных механизмов не позволяет учесть все возможные в практике их эксплуатации повреждения. Поэтому в табл.4.5 даны рекомендации по выполнению таких работ применительно к типичным механизмам машинного отделения.
Таблица 4.5
Механизмы, узлы, детали | Повреждения | Методы обнаружения дефекта | Технологические операции процесса восстановления работоспособности | Дополнительные рекомендации | |||||||||||
Корпус, крышки
Кольца уплотнительные
Рабочее колесо
Вал рабочего колеса Корпус насоса, крышки Шестерни насоса Ротор винтового насоса
Втулки гидравлических цилиндров и золотников Штоки Клапаны Поршни и поршневые кольца Золотники и золотниковые зеркала Коленчатый вал Подшипники качения Подшипники скольжения Поршни, втулки Клапанное устройство Сальниковые уплотнения Детали крепежа | 1. Глубокие коррозионные разрушения, трещины 2. Одиночные коррозионные разрушения точечного характера 3. Обширные по площади, участки коррозионного разрушения 4. Коробление плоскостей разъема крышки и корпуса фланцев патрубков, опорных плоскостей Изнашивание до предельных значений зазоров 1. Кавитационное изнашивание кромок 2. Смятие кромок шпоночного паза 1. Местное изнашивание, коррозионные разрушения 2. Изгиб вала 3. Ослабление плотности посадки рабочего колеса па валу 4.Изнашивание рубашки вала, риски, задиры на ней 1. Увеличение осевого зазора между торцом шестерни и крышкой насоса 2. Коррозионные разрушения корпуса, коробление плоскостей крышек и корпуса, фланцев всасывающих и нагнетательных патрубков, опорных плоскостей 3. Повышенное изнашивание опор шестерен насоса 1. Наработки, забоины и неглубокие задиры на поверхности зубьев 1. Царапины, неглубокие риски 2. Задиры рабочих поверхностей ротора Нарушение геометрической формы втулок (эллиптичность, бочкообразность) 1. Изнашивание поверхности штока 2. Изгиб штока Дефекты на рабочей поверхности клапанов (задиры, забоины, деформации) 1. Ослабление посадки гнезда в клапанной решетке 2. Дефекты на рабочей поверхности гнезда 1. Изнашивание канавок для поршневых колец 2. Изнашивание рабочей поверхности поршневых колец, риски, задиры на ней Риски, задиры на рабочей поверхности, наработки, изнашивание и другие повреждения золотников (при плоских золотниках) 1. Нарушение геометрической формы шеек вала (эллиптичность, бочкообразность) 2. Риски, царапины на отдельных шейках Изломы, трещины, сколы, раковины, шелушение деталей, обрыв заклепок сепараторов, наличие цветов побежалости 1. Подплавление, задиры, глубокие групповые риски, изнашивание антифрикционного материала, увеличение зазоров до превышения допустимы размеров 2. Отдельные риски, не большие местные дефекты Отдельные натиры, риски на поверхности втулок, поршней Деформации элементов всасывающих и нагнетательных клапанов, трещины 1. Изнашивание рабочих поверхностей графитовых и стальных колец, риски, задиры на рабочей поверхности 2. Ослабление посадки в сопрягаемых деталях, поломка графитовых колец 3. Поломка пружины Надрывы, дефекты резьб | В, Г В В И И В В, И В, И И И В, И И В, И И В В В И И И В В В И В В И В В В В В В В В В В | 1. Деталь заменяют 2. Устанавливают пробки из материала, однородного с материалом детали 3. Покрывают поверхности эпоксидным клеем с применением стеклоткани 4. Плоскость крышки пришабривают «на краску» по плите, а корпус — по крышке. Все поверхности корпуса обрабатывают с точностью до восьми пятен краски по площади 25х25 мм опорные поверхности — с точностью до трех-четырех пятен краски на площади 25x25 мм Заменяют кольца по технологии, зависящей от конструкции насоса 1. Наплавляют рабочее колесо с применением газовой сварки однородным с материалом колеса материалом, проводят слесарную обработку кромок и статическую балансировку 2. Калибруют шпоночные гнезда на валу и на колесе. Изготовляют, пригоняют и устанавливают новую шпонку 1. Наплавляют дефектный участок с применением дуговой сварки, затем подвергают нормализации, выполняют токарную обработку под номинальный размер 2. Вал подвергают правке. Если правке подвергается посадочное место колеса или подшипника, выполняют местную проточку вала с последующей наплавкой с применением дуговой сварки и подвергают вал термообработке. Вал протачивают под требуемые размеры 3. Растачивают ступицу рабочего колеса, запрессовывают втулку и производят окончательную расточку ее под посадку на вал. Во избежание проворачивания втулку в ступице закрепляют стопорами 4. Дефекты устраняют проточкой вала 1. Шлифуют торцы корпуса и крышки до установления требуемого зазора 2. Способы устранения дефектов корпуса такие же, как и дефектов корпуса центробежных насосов 3. Заменяют бронзовые втулки подшипников новыми 1. Дефекты устраняют шлифованием или шабрением 1. Поверхности ротора шлифуют 2. Заменяют винты комплектно При выработке 15% первоначальной построечной толщины втулку заменяют 1. При достижении предельного изнашивания (по некруглости, по продольному профилю) шток заменяют или восстанавливают его форму наплавкой 2. Устраняют правкой При значительных дефектах протачивают рабочую поверхность клапана, шабрят «на краску» по шабровочной плите, шабрят и притирают клапан по гнезду: краской покрывают торец гнезда, а шабрят рабочую поверхность клапана до появления равномерной мелкой разбивки краски. Притирку производят на толченом стекле или притирочной пасте 1. В зависимости от конструкции (крепится гнездо на резьбе или запрессовывается) хвостовые части гнезда протачивают, уменьшая диаметр на 8—10 мм, наплавляют с применением газовой сварки, протачивают (с нарезанием резьбы) и устанавливают на место 2. Рабочие поверхности шабрят «на краску» по шабровочной плите с последующей притиркой клапана 1. Канавки протачивают и изготовляют новые поршневые кольца 2. Кольца заменяют Золотниковые зеркала обрабатывают механически, а затем шабрят. Рабочую поверхность золотников пришабривают 1. При превышении допустимых норм шейки протачивают и шлифуют на станке. В отдельных случаях шейки припиливают и шлифуют вручную и с помощью калибра 2. Дефектные места шлифуют, полируют Подшипники заменяют 1. То же 2. Дефектные места обрабатывают шабрением Дефектные участки шлифуют' Дефектные детали заменяют 1. Рабочие поверхности пришабривают и притирают 2. Узел заменяют новым 3. Пружину заменяют новой Дефектные детали заменяют новыми | 3. Покрытие в эксплуатации быстро разрушается 1. Толщина лопастей при слесарной обработке не должна уменьшиться более чем на 15% первоначального значения 1. После проточки капиллярным методом дефектоскопии проверить, нет ли на валу поверхностных трещин 2. При окончательной проточке надо обратить внимание на соблюдение допусков под посадку. После проточки, наплавленных участков следует капиллярным методом дефектоскопии проверить, нет ли на них поверхностных, трещин. При проточке уменьшение диаметра допускается не более чем на 3% первоначального 4. Уменьшение толщины рубашки допускается не более чем на 20% первоначальной Следует прокорректировать толщину прокладки между корпусом и крышкой 1. Уменьшение толщины зуба допускается до 10% первоначальной Следует проверить допуск на плотную посадку Шабрение и притирку клапана следует производить при установленных направляющих болтах. Проверка качества притирки: щуп 0,03 мм не должен проходить под свободно лежащий клапан или налитая в клапанную коробку жидкость (керосин или вода) не должна вытекать. При сборке надо обратить внимание на возможность деформации клапанных гнезд Резьбу в решетках следует откалибровать, гнездо устанавливать на место с плотной посадкой (с помощью рычага). При проточке и нарезке хвостовика седла с одной установки надо торцевать посадочную площадь под клапан 1. Следует обратить внимание на увеличение зазоров в подшипниках. Допускается установка вкладышей ремонтных размеров. Допускается наличие отдельных кольцевых рисок Следует контролировать изменение геометрической формы поршня, так как возможно появление эллиптичности После сборки всасывающие клапаны не должны пропускать налитое в них масло, пластины должны перекрывать отверстие в клапанных решетках не менее чем на 0,5 мм. Нагнетательные клапаны должны выдерживать установленное давление Следует проверить, соответствуют ли новые детали крепежа требованиям заводской инструкции |
|
|
|
|
|
|