Методы восстановлении их работоспособности

Вспомогательных механизмов машинного отделения,

Характерные повреждения элементов

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ МАШИННОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Опыт эксплуатации показывает, что практически все повреждения вспомо­гательных механизмов могут быть устранены в хорошо оборудованных судовых мастерских. Разнообразие имеющихся и появляющихся на судах вспомогатель­ных механизмов не позволяет учесть все возможные в практике их эксплуата­ции повреждения. Поэтому в табл.4.5 даны рекомендации по выполнению таких работ применительно к типичным механизмам машинного отделения.

Таблица 4.5

  Механизмы, узлы, детали   Повреждения Методы обнаружения дефекта   Технологические операции процесса восстановления работоспособности   Дополнительные рекомендации
Корпус, крышки Кольца уплотнительные Рабочее колесо
 
 


Вал рабочего колеса

Корпус насоса, крышки

 
 


Шестерни насоса

Ротор винтового насоса

Втулки гидравлических цилиндров и золотников

Штоки

Клапаны

 
 


Поршни и поршневые кольца

Золотники и золотниковые зеркала

Коленчатый вал

Подшипники качения

Подшипники скольжения

Поршни, втулки

Клапанное устройство

Сальниковые уплотнения

Детали крепежа

  1. Глубокие коррозионные разрушения, трещины 2. Одиночные коррозионные разрушения точечного характера 3. Обширные по площади, участки коррозионного разрушения 4. Коробление плоско­стей разъема крышки и корпуса фланцев патруб­ков, опорных плоскостей Изнашивание до пре­дельных значений зазо­ров 1. Кавитационное изнашивание кромок 2. Смятие кромок шпо­ночного паза 1. Местное изнашивание, коррозионные разрушения 2. Изгиб вала 3. Ослабление плотно­сти посадки рабочего ко­леса па валу 4.Изнашивание рубашки вала, риски, задиры на ней 1. Увеличение осевого зазора между торцом шестерни и крышкой насоса 2. Коррозионные разрушения корпуса, коробление плоскостей крышек и корпуса, фланцев всасывающих и нагнетательных патрубков, опорных плоскостей 3. Повышенное изнашивание опор шестерен насоса 1. Наработки, забоины и неглубокие задиры на поверхности зубьев 1. Царапины, неглубокие риски 2. Задиры рабочих поверхностей ротора Нарушение геометриче­ской формы втулок (эл­липтичность, бочкообразность) 1. Изнашивание поверхности штока 2. Изгиб штока Дефекты на рабочей поверхности клапанов (задиры, забоины, дефор­мации) 1. Ослабление посадки гнезда в клапанной ре­шетке 2. Дефекты на рабочей поверхности гнезда 1. Изнашивание канавок для поршневых колец 2. Изнашивание рабо­чей поверхности поршне­вых колец, риски, задиры на ней Риски, задиры на рабочей поверхности, наработки, изнашивание и другие повреждения золотников (при плоских золотниках) 1. Нарушение геометрической формы шеек ва­ла (эллиптичность, бочкообразность) 2. Риски, царапины на отдельных шейках Изломы, трещины, ско­лы, раковины, шелушение деталей, обрыв заклепок сепараторов, наличие цве­тов побежалости 1. Подплавление, задиры, глубокие групповые риски, изнашивание антифрикционного материала, увеличение зазоров до превышения допустимы размеров 2. Отдельные риски, не большие местные дефекты Отдельные натиры, риски на поверхности втулок, поршней Деформации элементов всасывающих и нагнетательных клапанов, трещины 1. Изнашивание рабо­чих поверхностей графитовых и стальных колец, риски, задиры на рабочей поверхности 2. Ослабление посадки в сопрягаемых деталях, поломка графитовых колец 3. Поломка пружины Надрывы, дефекты резьб   В, Г В В И И В В, И В, И И И В, И И В, И И В В В И И И В В В И В В И В В В В В В В В В В   1. Деталь заменяют 2. Устанавливают пробки из материала, однородного с материалом детали 3. Покрывают поверхности эпоксидным клеем с применением стеклоткани 4. Плоскость крышки пришабривают «на краску» по плите, а корпус — по крышке. Все поверхности корпуса обрабатывают с точностью до восьми пятен краски по площади 25х25 мм опорные поверхности — с точностью до трех-четырех пятен краски на пло­щади 25x25 мм Заменяют кольца по технологии, за­висящей от конструкции насоса 1. Наплавляют рабочее колесо с применением газовой сварки однород­ным с материалом колеса материа­лом, проводят слесарную обработ­ку кромок и статическую балансировку 2. Калибруют шпоночные гнезда на валу и на колесе. Изготовляют, приго­няют и устанавливают новую шпонку 1. Наплавляют дефектный участок с применением дуговой сварки, затем подвергают нормализации, выпол­няют токарную обработку под номи­нальный размер 2. Вал подвергают правке. Если правке подвергается посадочное место колеса или подшипника, выполняют местную проточку вала с последую­щей наплавкой с применением дуговой сварки и подвергают вал термообработке. Вал протачивают под требуе­мые размеры 3. Растачивают ступицу рабочего колеса, запрессовывают втулку и производят окончательную расточку ее под посадку на вал. Во избежание проворачивания втулку в ступице закрепляют стопорами 4. Дефекты устраняют проточкой вала 1. Шлифуют торцы корпуса и крышки до установления требуемого зазора 2. Способы устранения дефектов корпуса такие же, как и дефектов корпуса центробежных насосов 3. Заменяют бронзовые втулки подшипников новыми 1. Дефекты устраняют шлифованием или шабрением 1. Поверхности ротора шлифуют 2. Заменяют винты комплектно При выработке 15% первоначаль­ной построечной толщины втулку за­меняют 1. При достижении предельного из­нашивания (по некруглости, по продольному профилю) шток заменяют или восстанавливают его форму на­плавкой 2. Устраняют правкой При значительных дефектах прота­чивают рабочую поверхность клапана, шабрят «на краску» по шабровочной плите, шабрят и притирают клапан по гнезду: краской покрывают торец гнезда, а шабрят рабочую поверх­ность клапана до появления равно­мерной мелкой разбивки краски. При­тирку производят на толченом стекле или притирочной пасте 1. В зависимости от конструкции (крепится гнездо на резьбе или за­прессовывается) хвостовые части гнез­да протачивают, уменьшая диаметр на 8—10 мм, наплавляют с примене­нием газовой сварки, протачивают (с нарезанием резьбы) и устанавливают на место 2. Рабочие поверхности шабрят «на краску» по шабровочной плите с последующей притиркой клапана 1. Канавки протачивают и изготовляют новые поршневые кольца 2. Кольца заменяют Золотниковые зеркала обрабатывают механически, а затем шабрят. Рабочую поверхность золотников пришабривают 1. При превышении допустимых норм шейки протачивают и шлифуют на станке. В отдельных случаях шейки припиливают и шлифуют вруч­ную и с помощью калибра 2. Дефектные места шлифуют, по­лируют Подшипники заменяют 1. То же 2. Дефектные места обрабатывают шабрением Дефектные участки шлифуют' Дефектные детали заменяют 1. Рабочие поверхности пришабри­вают и притирают 2. Узел заменяют новым 3. Пружину заменяют новой Дефектные детали заменяют новыми   3. Покрытие в эксплуатации быстро разрушается 1. Толщина лопастей при слесарной обработке не должна уменьшиться бо­лее чем на 15% первоначального зна­чения 1. После проточки капиллярным ме­тодом дефектоскопии проверить, нет ли на валу поверхностных трещин 2. При окончательной проточке на­до обратить внимание на соблюдение допусков под посадку. После проточ­ки, наплавленных участков следует ка­пиллярным методом дефектоскопии проверить, нет ли на них поверхност­ных, трещин. При проточке уменьшение диаметра допускается не более чем на 3% первоначального 4. Уменьшение толщины рубашки допускается не более чем на 20% пер­воначальной Следует прокорректировать толщину прокладки между корпусом и крышкой 1. Уменьшение толщины зуба допускается до 10% первоначальной Следует проверить допуск на плотную посадку Шабрение и притирку клапана сле­дует производить при установленных направляющих болтах. Проверка ка­чества притирки: щуп 0,03 мм не дол­жен проходить под свободно лежащий клапан или налитая в клапанную ко­робку жидкость (керосин или вода) не должна вытекать. При сборке надо обратить внимание на возможность деформации клапанных гнезд Резьбу в решетках следует откалибровать, гнездо устанавливать на место с плотной посадкой (с помощью ры­чага). При проточке и нарезке хвосто­вика седла с одной установки надо торцевать посадочную площадь под клапан 1. Следует обратить внимание на увеличение зазоров в подшипниках. Допускается установка вкладышей ре­монтных размеров. Допускается нали­чие отдельных кольцевых рисок Следует контролировать изменение геометрической формы поршня, так как возможно появление эллиптично­сти После сборки всасывающие клапаны не должны пропускать налитое в них масло, пластины должны перекрывать отверстие в клапанных решетках не менее чем на 0,5 мм. Нагнетательные клапаны должны выдерживать уста­новленное давление Следует проверить, соответствуют ли новые детали крепежа требовани­ям заводской инструкции

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: