Тема: «Организация и технология судоремонта. Технический надзор за судами. Испытание судов»

Занятие № 5. 2 часа.

Практическая работа № 2: «Мероприятия проводимые при постоянном контроле за СЭУ».

Самостоятельная работа № 2. Модернизация судна, необходимость, значение, достигаемые цели.

Тема: «Организация и технология судоремонта. Технический надзор за судами. Испытание судов».

Организация ремонта судов серийной постройки, имеющий высокий уровень унификации судовых механизмов и оборудования, базируется на специализации и кооперировании предприятий.

- 5 -

Специализация промышленного предприятия заключается в приспособлении предприятий или цехов к изготовлению отдельных видов однотипных изделий, деталей или полуфабрикатов.

Кооперирование представляет собой постоянные производственные связи между предприятиями, изготавливающими машины, узлы и детали или выполняющими отдельные технологические процессы, необходимые для выпуска готовой продукции.

Специализация и кооперирование предприятий позволяют эффективно использовать в судовом машиностроении высокопроизводительное металлообрабатывающие оборудование (станки с ЧПУ, автоматы, полуавтоматы, манипуляторы) и применять в судоремонте современные технологические процессы, - агрегатный, агрегатно-узловой и блочно-секционный методы выполнения ремонтных и монтажных работ.

При агрегатном и агрегатно-узловом технологических методах процесс ремонта судовой техники сводится к замене изношенных механизмов и отдельных узлов новыми или отремонтированными в специализированных цехах.

При блочно-секционном методе изношенные или повреждённые части корпусов и надстроек судов заменяют плоскими и объёмными секциями или отдельными конструктивными элементами, изгатавляемыми так же в цехах.

Эти технологические процессы могут быть использованы при всех видах ремонта судов. Их применение позволяет перенести выполнение наиболее сложных и трудоёмких работ в цеховые условия и тем самым максимально механизировать процессы труда в судоремонте.

Технический надзор за судами внутреннего и смешанного плавания осуществляет Речной Регистр, являющийся органом Государственного технического надзора. С этой целью Речной Регистр разрабатывает и издаёт Правила классификации и постройки судов внутреннего и смешанного плавания. Правила технического надзора за судами в эксплуатации и наблюдает за тем, чтобы требования указанных Правил выполнялись в обязательном порядке всеми организациями и предприятиями, строящими и эксплуатирующими суда внутреннего и смешанного плвания.

Речной Регистр производит переодическую проверку технического состояния судов и его соответствия присвоенному классу путём первоначального, очередного, ежегодного и внеочередного освидетельствования.

Первоочередное освидетельствование производиться после окончания постройки судна, а так же капитального ремонта или переоборудования, вызвавших изменение основных элементов, типа и назначения судна.

Очередное освидетельствование производится с целью определения технического состояния основных элементов судна, оборудования, устройств, систем и снабжения. Освидетельствование приурачивается, как правило, к среднему или капитальному ремонту судна.

Ежегодное освидетельствование производится в период между очередными освидетельствованиями с целью контрольной проверки технического состояния основных элементов судна, оборудования и т.д.

Внеочередное освидетельствование проводиться после повреждения основных элементов судна, без устранения которых не обеспечивается безопасность его эксплуатации.

Правилами Речного Регистра установлены три оценки технического состояния судов: «годное»,

«Ограничено годное», «запрещённое».

- 6 -

Правилами ремонта предусмотрены две стадии приёмки судов из ремонта: приёмка в техническую готовность, приёмка в эксплуатацию.

Приёмка судов по технической готовности производиться после выполнения всех ремонтных и модернизационных работ, предусмотренных ремонтной ведомостью.

Приёмка судна в эксплуатационную готовность производиться после выполнения всех ремонтных и модернизационных работ, снабжения инвентарным имуществом и такелажем, укомплектования кадрами и проведения по самоходным судам швартовых и ходовых испытаний.

При швартовых испытаниях проверяют качество и объёмы выполненных работ и испытывают

в действии все судовые системы, устройства и механизмы СЭУ.

После устранения выявленных дефектов в процессе швартовных испытаний проводят ходовые испытания – завершающий этап проверки готовности судна к эксплуатации. Во время испытаний проверяют надёжность работы рулевых, якорных и других вспомогательных механизмов, систем и устройств, маневренность и скорость судна на различных режимах работы главной энергетической установки.

Занятие № 7 – 2 часа.

Практическая работа № 3: «Работы выполняемые при блочно-секционном методе ремонта».

Самостоятельная работа № 3: «Значимость и необходимость швартовных и ходовых испытаний».

Занятие № 8. Лекция – 2 часа.

Тема: «Назначение и классификация портов. Вокзалы. Склады. Инженерные сети коммуникации»

Речной порт (латинское portus – ограждение) представляет собой прибрежный пункт в установленных границах, связанный с сухопутными видами транспорта (железнодорожным, автомобильным, трубопроводным) и морским в устьях рек.

Большое разнообразие речных портов позволяет классифицировать их по многим признакам – назначению, народнохозяйственному значению, принадлежности и географическому положению.

По назначению порты можно подразделять на транспортные (порты общего назначения и специальные) и порты-убежища.

Транспортный порт общего назначения предназначен для приёма, хранения, выдачи и передачи грузов и багажа с одного вида транспорта на другой, комплексного обслуживания флота, обслуживания пассажиров, добычи из русл рек, озёр и водохранилищ НСМ (песка, гравия, песчанно-гравийной смеси). В состав крупного порта входят приписанные к ним пристани и остановочные пункты.

- 7 -

Пристани представляют собой прибрежный пункт, оснащенный причальными и другими техническими средствами для приёма и выдачи груза и багажа, посадки и высадки пассажиров, обслуживания экипажей, выполнения отдельных элементов КОФ и коммерческих операций с грузополучателями и грузоотправителями

В остановочном пункте имеются простейшие устройства для причаливания судов и производятся посадка и высадка пассажиров, а так же приём и выдача багажа.

Специальный порт предназначен для обслуживания пассажиров и туристов, а так же для переработки какого-либо одного груза (нефти, угля, НСМ, тяжеловескного и т.д.)

Порт-убежище используют для укрытия во время шторма судов и других плавучих средств, которые не могут плавать или остаиваться при действии больших волн. В качестве портов-убежищ применяют естественные бухты и лагуны водохранилищ, озёр, заливов и т,д.

Вокзалы. В целях обслуживания пассажиров и создания для них наибольших удобств строят здания вокзалов, павильоны или у причалов устанавливают пассажирские дебаркадеры. На вокзалах организуют продажу билетов, работают справочные бюро и камеры хранения, буфеты и рестораны, видеосалоны, действует медицинский кабинет, продажа газет, журналов и сувениров.

Пассажировместимость вокзала должна соответствовать расчетному числу пассажиров транзитных и местных линий, помещения в них располагают таким образом, что бы не было пересечения пассажиропотоков. На вокзале имеются подсобно-производственные помещения – котельная, вентиляционная, трансформаторная, хозяйственные кладовые, кафе и т.д.

Склады. В порту практически всегда имеется разница между количеством поступившего и отправленного груза за определённый промежуток времени из-за неодинаковый интенсивности их поступления и отправления. Для хранения образующегося из-за этого груза используют портовые склады.

Портовые склады классифицируют по срокам, условиям хранения, назначению и расположе-нию на причалах.

По длительности хранения грузов склады подразделяют на оперативные (краткосрочного хранения) и базисные (длительного) хранения.

В зависимости от условия хранения грузов склады разделяют на закрытые (для ценных грузов, подверженных порче от воздействия атмосферных осадков, солнечных лучей, колебаний температур воздуха ), навесы (для малоценных грузов, которые требуется охранять от дождя, снега, солнечных лучей ), открытые складские площадки (для насыпных грузов, леса, контейнеров, грузов на колесах, не требующих закрытого хранения).

По назначению склады разделяют на универсальные (для грузов, совместимых по физико-химическим свойствам, хранящиеся на одной площадке или в одном помещении), и специализированные (для одного определённого груза – зерна, цемента, угля, нефтегрузов и т.д.).

По расположению относительно причального фронта имеются склады прикордонные, размещаемые рядом с причальным фронтом и выполняющие функцию оперативного склада и тыловые – в глубине территории причала.

Основными параметрами склада являются вместимость и площадь.

- 8 -

В состав инженерных сетей и коммуникаций порта обычно входят сети, оборудование и устройства энерго- и водоснабжения, отопления, канализации, средств связи, подсобно-производственные здания и сооружения.

Система электроснабжения состоит из комплекса электротехнических устройств: линий электропередачи (кабельных подземных или воздушных по проводам), распределительных пунктов, трансформаторных подстанций и т.д.

В системе водоснабжения в зависимости от теплоносителя различают паровое и водяное отопление. Трассу тепловых сетей прокладывают в увязке с другими инженерными коммуникациями, избегая пересечения внутрипортовых транспортных путей.

Система водоснабжения в порту разделяется на на хозяйственно-питьевую и производственно-пожарную. Хозяйственно-питьевую используют для обеспечения чистой водой прежде всего на питьевые нужды в порту, в том числе судов, для хозяйственно бытовых целей, а при небольшом расходе воды также для производственных нужд, внутреннего и наружного пожаротушения.

Производственно-пожарная система предназначена для подачи воды на производственные нужды, пожаротушения на складах открытого хранения грузов, для мойки и поливки территории и др.

По системе канализации отводятся бытовые, производственные и атмосферные стоки.

Средства связи в порту используют для оперативного руководства работой производственных подразделений, связи с судами и другими организациями.

Занятие № 9 – 2 часа

Практическая работа № 4: «Классификация речных портов и назначению»

Занятие № 10. Лекция – 2 часа.

Тема: «Технические средства комплексного обслуживания флота» +

Контрольная работа – 1 час.

Система КОФ представляет собой многообразие операций обслуживания судов и их экипажей силами и средствами портовых (береговых и плавучих) подразделений речного транспорта с соблюдением экологических стандартов и норм. По группам обслуживания различают : портово-эксплуатационное, техническое обслуживание и навигационный ремонт.

Операции по КОФ могут выполняться на следующих причалах: на грузовых и пассажирских, специализированных по приёму с судов хозяйственно-бытовых стоков, сухого мусора и пищевых отбросов, служебных, снабжения флота и др. На береговом причале приёма хозяйственно-бытовых стоков и сухого мусора имеются причальные сооружения, береговая станция с коллектором для перекачивания стоков, площадка для раздельного хранения грязных и чистых мусоросборников, сети водопровода, канализации, связи, электроснабжения, подъездные пути и др.

- 9 -

Портово-эксплуатационное обслуживание предусматривает: разгрузку-загрузку, зачистку судов от остатков груза и при необходимости промывку и осушение трюмов, рейдово-маневренные работы и переформирование состава, шкиперское обслуживание бескомандных барж, навигационное, материально-техническое, санитарно-техническое, санитарно-медицинское обслуживание и т.д.

В состав шкиперского обслуживания бескомандных барж входит не только внешний осмотр несамоходного судна, проверка работоспособности рулевого и якорного устройства, системы осушения, предъявления судна инспектирующим организациям, но так же организация мелкого ремонта на месте стоянки судна или организация подводки его и подъёма на заводской слип, обеспечение необходимым судовым инвентарём и т.д. Указанную работы выполняют инспектора несамоходного флота и шкиперы рейдов.

Навигационное обслуживание имеет целью лоцманское обслуживание, вручение путевой информации, устранение девиации и ремонт компасов, профилактический осмотр и настройку оборудования связи и радионавигации.

Лоцманское обслуживание по проводке судов и составов, особенно по сложным участкам водного пути, выполняет лоцман участка или порта. Он имеет большой опыт и хорошо знает местные условия плавания.

Материально-техническое обеспечение – обеспечение судов топливом и смазачными материалами, сменными и запасными частями, навигационными материалами, электроэнергией и телефонной связью от береговых источников.

Санитарно-техническое обслуживание судов по сбору подсланевых вод, отработавших масел, пищевых отходов, сухого мусора и фекалий.

Санитарно-медицинское обеспечение осуществляется Роспотребнадзором (СЭС) путём осмотра, взятия и анализа проб воды, воздуха, дератизация (уничтожение грызунов) и т.д.

Технический обслуживание - это плановый технический осмотр, наладка и регулирование СЭУ, вспомогательных механизмов, электрооборудования, системы автоматики, ДАУ, силами и средствами БПУ.

Под навигационным ремонтом понимаются аварийный, повторный и внеплановый ремонт СЭУ и вспомогательных механизмов, движетельно-рулевых комплексов, корпусов судов и их элементов.

Занятие № 11 – 2 часа

Практическая работа № 5: «Состав инженерных сетей и коммуникаций»

Самостоятельная работа № 4: «Необходимость комплексного обслуживания флота в соответствии с требованиями Роспотребнадзора»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: