В гражданской авиации вещание метеорологической информации для обеспечения полетов ВС является одним из основных условий, обеспечивающих безопасность и регулярность воздушного движения.
В соответствии с принятой системой метеорологического обеспечения гражданской авиации вещание метеорологической информации включает передачу:
· прогнозов погоды по аэродрому, району аэродрома, воздушным трассам, МВД и районам (зонам) полетов при АР;
· сведения о фактической погоде на аэродромах, воздушных трассах, МВЛ и в районах (зонах) полетов при АР;
· штормовых предупреждений и оповещений об опасных для авиации метеоявлениях.
Для передачи экипажам ВС, находящихся в полете, метеорологической информации организуются следующие специальные сети радиовещания:
· в аэропортах I-III классов непрерывное вещание фактической погоды по сети радиосвязи, работающей в диапазоне МВ;
· в отдельных аэропортах, определяемых МГА, вещание прогнозов и фактической погоды одного или нескольких аэродромов, находящихся на трассе полета.
Такое метеовещание осуществляется по каналам радиосвязи в диапазоне ДКМВ (ГКМВ) одновременно на двух-трех частотах для обеспечения надежного приема метеоинформации в радиусе 1500-3000 км.
В аэропортах, где отсутствует метеовещание фактической погоды, экипажи ВС, находящихся в полете, данные о погоде запрашивают у диспетчера службы движения этого аэропорта по сети авиационной воздушной электросвязи.
Радиовещание метеорологической информации в диапазонах ДКМВ и ГКМВ в аэропортах организует служба ЭРТОС, в диапазоне МВ служба ЭРТОС совместно с органами Госкомгидромета.
Автоматическое аэродромное информационное обслуживание АТИС. Для оперативного обеспечения экипажей ВС в районе аэродрома необходимой метеорологической и полетной информацией применяются радиовещательные передачи АТИС. Они позволяют:
· обеспечить своевременность получения информации экипажами;
· освободить диспетчеров службы движения от передачи экипажам ВС общей для всех информации;
· снизить загруженность каналов связи между диспетчером и экипажем;
· получать экипажами ВС необходимую информацию независимо от занятости диспетчера.
В зависимости от особенностей организации ОВД, интенсивности полетов, наличия средств связи на аэродроме радиовещательные передачи АТИС ведутся:
· только для прилетающих ВС;
· только для вылетающих ВС;
· для прилетающих и вылетающих ВС на одном канале радиосвязи;
· для прилетающих и вылетающих ВС на двух раздельных каналах радиосвязи.
Радиовещательные передачи АТИС должны удовлетворять следующим основным требованиям:
· передаваться циклично и непрерывно;
· содержать данные только об одном аэродроме;
· обновляться не реже одного раза в течение 30 мин;
· внеочередная запись сообщений на магнитофон предусматривается в случаях возникновения опасных явлений и условий погоды, а также при изменении рабочего направления ВПП или состояния поверхности ВПП и коэффициента сцепления;
· при часто повторяющихся кратковременных изменениях метеоэлементов оператор АТИС в очередной срок перезаписи заносит в сообщения АТИС на позицию 9 сведения о том, что требуемая информация об этих элементах сводки погоды будет передана при установлении первоначальной связи с соответствующим диспетчерским пунктом;
· передаваться на русском и английском (для международных аэропортов) языках; быть краткими, разборчивыми и передаваться открытым текстом без сокращений со скоростью не более 90 слов в минуту.
Рекомендации по организации и внедрению радиовещательных передач АТИС. Первый этап ввода в эксплуатацию - проведение организационных мероприятий, отработка взаимодействия всех служб, обеспечивающих АТИС, и выработка рекомендаций по эксплуатации радиовещательных передач АТИС на аэродромах. Второй этап включает мероприятия, связанные с переходом к постоянной эксплуатации радиовещательной передачи АТИС.