Два урока.
IV. Подведение итогов урока.
III. Закрепление изученного материала.
1. Задание (устно).
Составьте различные знаковые модели для геометрических фигур треугольник, квадрат, круг.
2. Задание ( Приложение 2)
Систематизируйте перечисленные факты и определите основание систематизации.
3. Задание (Приложение 3)
Выполнение задания по карточкам в группах из 4 учащихся.
V. Домашнее задание
Уровень знания: выучить определение основных терминов и понятий (словарь урока).
Уровень понимания: составьте различные по типу модели объектов: самолет, человек.
Провести системный анализ объектов: семья, школа.
Задачи (общие для двух уроков):
1. добиться усвоения понятия фразеологизмов и их отличительных свойств
2. предупреждать речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов
3. добиться использования фразеологизмов в собственной речи учащихся
Урок первый.
Тип урока: первичное усвоение знаний.
Цель урока: сформировать представление о фразеологизме как единице языка, особенностях его строения и употребления в речи.
Оборудование: учебник (Н.М. Шанский), фразеологический словарь (В. Волина), раздаточный материал, сигнальные карточки.
Ход урока:
Тема нашего сегодняшнего урока – «Фразеологизмы».
Может быть, кто-нибудь из вас уже слышал что-нибудь о фразеологизмах и знает, что это такое?
Фразеологизмы – это устойчивые обороты речи, которые имеют самостоятельное значение и свойственны определенному языку.
Ведь часто, чтобы добиться некоего речевого эффекта, простых слов бывает недостаточно. Иронию, горечь, любовь, насмешку, свое собственное отношение к происходящему – все это можно выразить гораздо емче, точнее, эмоциональнее. Для таких случаев и существуют фразеологизмы, которые мы часто используем в повседневной речи, порой даже, не замечая – ведь некоторые из них просты, привычны, и знакомы с детства.
Ведь вы же слышали наверняка такие выражения: море по колено, за тридевять земель, висеть на телефоне …?
Приведите примеры своих фразеологизмов.
Так давайте же выясним, каковы отличительные свойства фразеологизмов. Как вы думаете?
- фразеологизм – это устойчивое словосочетание; оно неделимо и его составные части нельзя заменять другими словами («волчий аппетит», но не «львиный аппетит» - теряется смысл фразеологизма);
- между составными частями фразеологизма не ставится никаких знаков препинания («ни рыба ни мясо»)
- их можно заменить одним словом («куры не клюют» - «много»);
- они очень образны («родиться под счастливой звездой»);
- они в предложении являются одним членом предложения («после многих неудачных попыток чего-то добиться онопустил руки»).
Давайте обратимся к раздаточному материалу. Давайте вместе попробуем сделать первое задание. Каждый из вас, по очереди, прочитает по предложению и назовет фразеологизм(ы), встретившиеся в тексте.
Все ли фразеологизмы из текста вам понятны? Что же делать, если вам попадается фразеологизм, значение которого вы не знаете? Для этого и существуют словари фразеологизмов, к которым вы всегда сможете обратиться в подобных случаях.
Посмотрите словарь В.Волиной. Здесь вы сможете найти фразеологизмы с нужными вам словами и посмотреть, если нужно, их значение.