Объяснение нового материала

Два урока.

IV. Подведение итогов урока.

III. Закрепление изученного материала.

1. Задание (устно).

Составьте различные знаковые модели для геометрических фигур треугольник, квадрат, круг.

2. Задание ( Приложение 2)

Систематизируйте перечисленные факты и определите основание систематизации.

3. Задание (Приложение 3)

Выполнение задания по карточкам в группах из 4 учащихся.

V. Домашнее задание

Уровень знания: выучить определение основных терминов и понятий (словарь урока).

Уровень понимания: составьте различные по типу модели объектов: самолет, человек.

Провести системный анализ объектов: семья, школа.

Задачи (общие для двух уроков):

1. добиться усвоения понятия фразеологизмов и их отличительных свойств

2. предупреждать речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов

3. добиться использования фразеологизмов в собственной речи учащихся

Урок первый.

Тип урока: первичное усвоение знаний.

Цель урока: сформировать представление о фразеологизме как единице языка, особенностях его строения и употребления в речи.

Оборудование: учебник (Н.М. Шанский), фразеологический словарь (В. Волина), раздаточный материал, сигнальные карточки.

Ход урока:

Тема нашего сегодняшнего урока – «Фразеологизмы».

Может быть, кто-нибудь из вас уже слышал что-нибудь о фразеологизмах и знает, что это такое?

Фразеологизмы – это устойчивые обороты речи, которые имеют самостоятельное значение и свойственны определенному языку.

Ведь часто, чтобы добиться некоего речевого эффекта, простых слов бывает недостаточно. Иронию, горечь, любовь, насмешку, свое собственное отношение к происходящему – все это можно выразить гораздо емче, точнее, эмоциональнее. Для таких случаев и существуют фразеологизмы, которые мы часто используем в повседневной речи, порой даже, не замечая – ведь некоторые из них просты, привычны, и знакомы с детства.

Ведь вы же слышали наверняка такие выражения: море по колено, за тридевять земель, висеть на телефоне …?

Приведите примеры своих фразеологизмов.

Так давайте же выясним, каковы отличительные свойства фразеологизмов. Как вы думаете?

- фразеологизм – это устойчивое словосочетание; оно неделимо и его составные части нельзя заменять другими словами («волчий аппетит», но не «львиный аппетит» - теряется смысл фразеологизма);

- между составными частями фразеологизма не ставится никаких знаков препинания («ни рыба ни мясо»)

- их можно заменить одним словом («куры не клюют» - «много»);

- они очень образны («родиться под счастливой звездой»);

- они в предложении являются одним членом предложения («после многих неудачных попыток чего-то добиться онопустил руки»).

Давайте обратимся к раздаточному материалу. Давайте вместе попробуем сделать первое задание. Каждый из вас, по очереди, прочитает по предложению и назовет фразеологизм(ы), встретившиеся в тексте.

Все ли фразеологизмы из текста вам понятны? Что же делать, если вам попадается фразеологизм, значение которого вы не знаете? Для этого и существуют словари фразеологизмов, к которым вы всегда сможете обратиться в подобных случаях.

Посмотрите словарь В.Волиной. Здесь вы сможете найти фразеологизмы с нужными вам словами и посмотреть, если нужно, их значение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: