Конспект урока по литературе
Министерство Образования Челябинской области
Челябинский Педагогический колледж №1
Школа: №95 Учитель: Колганова Т.А.
Класс: 3А _____________________
Дата: 24.01.13
Методист: Галиуллина Н.К.
_____________________
Планируемые результаты:
Личностные:
- продолжат развивать внимание, память, технику чтения
Предметные:
- расширят и углубят читательский интерес, познакомившись с баснями Эзопа «Лисица и виноград» и Крылова «Лисица и виноград»;
- обучатся и проведут сравнительный анализ басен;
- сформируют умение понимать иносказательныйсмысл басен и их мораль, осознают из злободневность.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник Литературное чтение, Н.А.Чуракова, 3кл,2ч.
№ | Этап урока | Время | Содержание урока. | Деятельность ученика | УУД |
1. | Орг. момент | 1мин | -Доброе утро, ребята. Меня зовут Ирина Андреевна. Сегодняшнее занятие литературным чтением проведу у вас я. Присаживайтесь. | Приветствуют учителя. | |
2. | Мотивационный | 4мин | - Для начала, ребята, давайте сделаем небольшую артикуляционную гимнастику, после которой мы с вами проверим домашнее задание. Внимание на слайд (слайд 1) Прочитайте шепотом то, что написано. Читать нужно спокойно, никуда не торопясь. А сейчас давайте прочитаем по 1 строчке. | Выполняют артикуляционную гимнастику | |
3. | Проверка домашнего задания | 7мин | -А сейчас переходим к проверке домашнего задания. Дома вам нужно было выучить наизусть басню «Ворона и лисица». Сейчас я предлагаю послушать ребят, которые подготовили чтение этой басни по ролям. Мы с вами прослушаем 2 группы, а затем с помощью памяток, которые лежат у вас на столах, проанализируем чтение ребят. (Выразительное чтение 1 и 2 группы) Итак, ребята, давайте сейчас посмотрим на памятку и проанализируем их чтение. Кто хочет высказать своё мнение с опорой на памятку? | Читают по ролям, анализируют чтение одноклассников | Осуществлять анализ и работы других учащихся, умение строить речевое высказывани |
4. | Постановка учебной задачи | -Сегодня ребята, мы с вами продолжим изучать тему«Набираемся житейской мудрости». Откройте учебник и посмотрите по содержанию, что же мы с вами будем изучать дальше? (басню Эзопа «Ворона и лисица» и И.Крылова «Ворона и лисица»). (слайд 2) -А для знакомства с новыми баснями, что мы должны с вами знать и уметь? (работать с учебником, хорошо читать, умение находить мораль и т.д) -А сейчас давайте посмотрим на слайд и проверим, всё ли мы с вами назвали. (слайд 3) Какие цели мы с вами поставим перед собой на уроке? | Определяют тему урока, формулируют цели и задачи | Умение принимать и сохранять учебную задачу, умение строить речевое высказывание | |
5. | Решение частных задач на основе анализа текста | -Откройте учебник на странице 21. С какой басней мы познакомимся первой? (басня Эзопа «Лисица и виноград») -А к какому времени относятся басни Эзопа? Ответ вы можете найти на странице 13, на ленте времени(менее древние сказки, 2500 лет назад). Первичное знакомство с текстом. - Сейчас вам предстоит прочитать басню про себя. В тексте басни вам встретиться слово «лоза». Кто-нибудь знает, что оно обозначает? Давайте посмотрим на слайд. (слайд 4) - А сейчас, ребята, приступайте к чтению басни про себя. (Затем кто-то из ребят читает её вслух) Первичный анализ. -А что значит винить обстоятельства? Кто может ответить на этот вопрос? Для того чтобы вам помочь, на стр.22 на плакате Летучей мыши есть небольшая подсказка для вас. Давайте (кто-то из ребят) нам её прочитает. - Так что же значит «винить обстоятельства»? (это значит в своих неудачах обвинять обстоятельства, события) Какие обстоятельства винила лиса, когда не сумев добраться до винограда, ушла прочь? (виноград зелен) Кого же обманывает лисица, говоря, что виноград зелен? (саму себя) - А сейчас я вам прочитаю случай, который произошел с Мишей, с героем учебника. После прослушивания будьте готовы ответить на вопрос- на какие обстоятельства Миша свалил свою неудачу? - -А можете ли вы привести примеры из своей жизни или из жизни класса, когда вы подобно лисице из басни, винили обстоятельства в своих неудачах Работа с пословицами (синтез). - Внимание на экран. (слайд 5) Здесь вы можете увидеть 3 пословицы. Давайте прочитаем их по одной вслух. Как вы понимаете эти пословицы? Какой у них общий смысл? (человек винит в своих неудачах обстоятельства, придумывает отговорки) -Можно ли эти пословицы использовать в качестве вывода к басне «Лисица и виноград»? Физминутка -Эзоп жил давно. А каких наших баснописцев вы знаете? (И.А.Крылов) - Какие его басни вы знаете? - А вообще, что такое басня? Для чего и для кого она создавалась? (занимательный басенный сюжет служит основанием для вывода, поучения обращенного к людям) -Басня Эзопа была написана прозой, а сейчас я вам прочитаю басню Ивана Андреевича Крылова «Лисица и Виноград»,написанную стихами. Но сначала давайте посмотрим на слайд и узнаем значение некоторых незнакомых слов, которые встретятся вам в этой басне. (слайд 6) (чтение учителя) - Вы узнаешь в этой басне Крылова историю, рассказанную Эзопом? - Сейчас вам предстоит прочитать эту басню про себя. При этом первый ряд должен будет найти и потом зачитать нам слова, где описывается реакция лисы на спелый виноград («У кумушки глаза и зубы разгорелись»). Второй ряд слова, описывающие как лиса старается достать виноград («отколь и как она к ним не зайдет», «пробившись попусту целый час») и третий ряд- слова, описывающие ее разочарование («пошла и говорит с досадою…»). -Итак, первый ряд прочитайте нам слова, описывающие реакцию лисы на спелый виноград? Второй ряд прочитайте свои слова, описывающие то как лиса старается достать виноград? Третий ряд. - Какаю басню вам было читать интереснее? Басню, написанную прозой Эзопом или басню, написанную стихами Крыловым? Почему? Какая из басен помогает вам лучше представить виноградные кисти? А внешность и поведение лисы? (В басне Эзопа повествование очень короткое, там только описаны факты. Из текста Крылова мы можем представить, насколько сочным и зрелым был виноград, какая реакция была у лисы. Басня Крылова более подробная и выразительная. В ней даже описаны вкусовые ощущения лисицы от кислого, незрелого винограда.. Она как будто уговаривает себя отказаться от попыток его попробовать.) Работа с иллюстрацией (синтез). - Рассмотрите иллюстрацию В. Серова к басне «Лисица и виноград» на стр.25. -Рассмотрите внимательно лисицу. Как расположена лисица? Что помогает нам понять её поза? (что она пытается с разных сторон подобраться с разных сторон) О чем говорит выражение мордочки лисы? (что она испытывает досаду и разочарование и скоро уйдет) -В тексте басни есть пословица. Найдите её и прочитайте(«видит око, да зуб неймёт»). - Каков смысл этой пословицы, как вы думаете? (смысл этой пословицы- человек иногда попадает в такую ситуацию, когда цель близка, т.е. око видит, но достичь он эту цель не может, т.е. зуб неймет). - Может ли эта пословица послужить моралью к басне Крылова? А к басне Эзопа? -Приведите какие-нибудь примеры из жизни, связанные с этой моралью? Обратите внимание на то, что Эзоп, рассказывая про лисицу, чрезвычайно серьёзен и делает серьёзный нравоучительный вывод из своей басни. Крылов же рассказывает эту историю остроумно, шутливо, создает атмосферу живой разговорной речи, вкладывая в уста лисицы целое житейское рассуждение. Безусловно, историю про лисицу и виноград можно считать бродячей историей. | Узнают значение незнакомых слов Читают текст Принимают участие в беседе, отвечают на вопросы, анализируют Приводят примеры из жизни Объясняют значение пословиц Принимают участие в физминутке Узнают значение незнакомых слов Слушают чтение учителя Читают текст с заданием Принимают участие в беседе, анализируют, делают выводы Рассматривают иллюстрацию, Анализируют её Приводят примеры из жизни | Умение свободно ориентироваться в учебной книги, умение находить фрагмент текста в соответствии с заданием, умение строить речевое задание, умение понимать и принимать точку зрения других, умение выделить главную мысль произведения | |
6. | Рефлексивный | Итак, ребята, какие мы с вами цели ставили в начале урока? Достигли ли мы их? Как вы поняли основной нравоучительный смысл этих двух басен? | Делают вывод, подводят итог урока | Умение оценивать свою работу и работу других | |
7. | Домашнее задание | 2мин | А сейчас запишите домашнее задание. Дома вам будет необходимо выучить наизусть басню Ивана Крылова «Ворона и лисица» по желанию, либо подготовить выразительное чтение этой басни с опорой на текст. | Записывают домашнее задание |
|
|
|
|
|
|
|
|