Запишем!!!
- Изменения, произошедшие в управлении государством при Ярославе Мудром:
-Факторы, способствовавшие формированию древнерусской народности:
Учитель: (устно) главным занятием оставалось сельское хозяйство. Земля была собственностью общины и делилась между семьями. За землю общинники платили налог государству.
Появились феодальные владения. Первыми феодалами стали князья.
Вопросы к классу:
- Что находилось в личных владениях князя? Давайте почитаем на странице 50 учебника.
- такая форма земельного владения стала называться наследственным земельным держанием.
Обратите внимание, каким разнородным стало население Древнерусского государства. Появились многочисленные слои древнерусского общества:
1.Высший: (князья,бояре,верхи духовенства,старшие дружинники, младшие дружинники, купцы);
2.Средний: (свободные земледельцы,ремесленники,духовенство);
3.Зависимое население: смерды ( крестьяне,несущие повинности в пользу князя)
Рядовичи( крестьяне,вынужденные отрабатывать по договору)
Закупы (разорившиеся должники)
холопы(челядь)( из пленных, не выполнивших своих обязательств рядовичей и закупов).
4. Закрепление изученного материала:
Вопросы к классу:
- Почему можно утверждать, что время правления Ярослава Мудрого это период расцвета Древнерусского государства и за что в народе Ярослав получил прозвище Мудрого?
5. Домашнее задание: -§ 5, вопросы после параграфа,
-документ и вопросы к нему,
-выучить новые слова и записи в тетрадях.
-самостоятельно изучить внешнюю политику Ярослава Мудрого
(стр. 47-48 уч.) и ответить письменно в отдельных тетрадях на следующие вопросы!!!
1)Какое событие произошло в 1036 г.?
2)Покажите город Юрьев. Какова история его основания?
3)Расскажите о последнем военном столкновении Руси с Византией.
4)Что такое династические браки?
Отвечают на приветствие учителя, дежурные сообщают, кто отсутствует в классе.
Двое учеников выполняют тестовые задания на рабочем месте.
980 – 1015 гг.
Расширение территории, борьба с внешними врагами, укрепление обороноспособности государства.
Создание мощной системы крепостей на южной границе; создание гарнизонов крепостей из жителей северных областей; строительство сигнальных башен.
Необходимость сплотить все славянские земли.
1.Укрепить княжескую власть.
2.Преодолеть изоляцию и укрепить международный авторитет.
Митрополит – титул главы Русской православной церкви.
Усобица – это междоусобная вражда, борьба.
Епископ – это глава церкви в отдельных русских землях.
Церковный устав – это свод правил, регулирующих деятельность церкви.
Церковная история - Владимир Святой, Владимир Креститель, Былины - Владимир Красное Солнышко.
Записывают в тетради число и тему урока.
Братья Борис и Глеб (будущие православные святые), Святополк (Окаянный) и Ярослав (Мудрый).
Записывают в тетради: 1019 – 1054 гг. – время княжения Ярослава Мудрого.
«Русская Правда» - первый письменный свод законов.
1.Объединение государства,
2.Укрепление государства,
3.Установление порядка и законности.
Право кровной мести
Укрепление княжеской власти, как в центре, так и на местах, при сохранении вечевых традиций в городах.
- Единая власть князя на всей территории.
- Общегосударственные дела всех славян: военные походы, строительство флота, торговля.
- Возникновение единого древнерусского языка
- Единая христианская религия.
( Записывают в тетради.)
Читают вслух материал учебника на странице 50.
Записывают в тетрадях.
период его правления – время расцвета Руси; способствовал распространению христианства; строил церкви, открывал при них школы; поощрял переводы книг с греческого на славянский; способствовал образованию монастырей; покупал книги, собрал библиотеку; был образован; принял первый писаный свод законов на Руси – Правду Ярослава
(ответы на письменные вопросы в тетрадях)
1)Ярослав Мудрый наголову разгромил печенегов, и прекратились их набеги на Русь.
2)Укрепление северо-западных рубежей страны – строительство Юрьева.
3)1043 г. – неудачный поход на Византию; 1046 г. – договор с Византией.
4)1046 г. – брак Всеволода с византийской принцессой, дочерью императора Константина Мономаха;
1041 г. – ряд выгодных династических браков.
Записывают в дневники домашнее задание.
|