Принципы управления.
- демократический централизм – это сочетание централизованного руководства с самостоятельностью отдельных подразделений;
- научность – это познание и использование действий объективных эк.законов.
- сочетание в единоначалие и коллегиальность:
· единоличная ответственность руководителя за деятельность возглавляемого подразделения (директор, начальник цеха);
· участие широкого круга специалистов в подготовке решений по управлению подразделением, и контроль за их исполнением;
- планомерность – это решение всех задач на плановой основе;
- системность – использование разнообразных подходов по управлению П, как сложной динамической системой;
- выделение слабого звена – это определние наиболее важных задач, стоящих перед П на каждом этапе его развития;
- эффективность – это выбор эффективных путей для достижения поставленных целей.
- экономические;
- социально-психологические;
- организационные (административные).
Экономические – это такие методы, которые реализуют материальные интересы человека, связанные с его участием в производственном процессе путем исп-ния товарно-денежных отношений:
|
|
· система налогообложения;
· установление минимальной зарплаты;
· кредитование П;
· ценообразование;
· система штрафов и санкций.
Социально-психологические реализуют мотивы соц.поведения человека и проявляются в:
· творческом характере труда;
· возможности проявлять инициативу;
· общественное признание;
· моральное поощрение.
Организационный базируется на мотивах принудительного труда и проявляется в:
· формировании структуры и иерархии управления;
· дилегировании полномочий в отдельных категориях;
· предоставление методологической литературы исполнителям.
2.
Управленческий персонал П подразделяется на:
- линейный;
- функциональный.
Линейный обеспечивает непосредственное руководство пр-вом.
Функциональный помогает линейным руководителям выполнять ф-ции управления своими подразделениями. Совокупность линейного и функционального органов аппарата управления и отношений между ними образуют основу организационной структуры управления П – совокупность устойчивых связей объектов и субъектов управления П.
Функциональные характеризуют взаимодействие руководителей, которые исполняют определенные функции на разных уровнях.
Типы организационных структур управления П:
- линейная;
- организационная;
- матричная;
- дивизиональная;
- линейно-функциональная.
Линейная:
Р – руководитель (директор)
Л – линейный руководитель 1-го уровня (н.у.)
И – исполнитель (мастера либо рабочие).
|
|
При линейной структуре между элементами существует одноканальное взаимодействие.
Каждый подчиненный имеет 1 руководителя. Управленческие решения спускаются сверху вниз, а обратного движения не предусмотрено.
Преимущества:
- четкость взаимоотношений;
- однозначность команд, но в этом случае руководитель должен быть высококвалифицированным и решать любые возникающие вопросы.
Функциональная. Основой функциональной структуры управления является разделение функций управления между отдельными подразделениями аппарата управления.
Ф. – отделы управления П.
Каждое пр-ное подразделение получает распоряжение одновременно от нескольких руководителей функ.отделов. Такая структура обеспечивает:
- компетентность руководства;
- возможны спорные распоряжения.
Линейно-функциональная. Такая схема опирается на разделение полномочий ответственности по функциям управления и принятия решений.
Матричная и дивизиональная применяются на крупных П с большим объемом работ.
ТЕМА: Планирование деятельности П. 4.
1.Понятие и принципы планирования.
2.Виды и содержание плана П.
3.Методы планирования.
1.
Планирование – это определение конкретных целей и задач развития П, его отдельных подразделений и рацион.пути их достижения.
Целью планирования является обеспечение оптимальности задания пр-ва по выпуску конкр. видов пр-ции, повышению их качества, эф-ти пр-ва в целом. Планирование базируется на следующих принципах:
- принцип иерархичности. Планы нижестоящих звеньев (цеха, участки) должны быть направлены на выполнение целей и задач вышестоящих (П);
- научность выражается в том, что планы должны строиться на основе учета объективных закономерностей функционерования экономики;
- непрерывность: планирование обуславливается непрерывностью процесса хоз.деятельности;
- оптимальность. Оптимальный – это такой план, который способствует наиболее полному и эффективному использованию ресурсов;
- обоснованность. Планы должны быть всесторонне обоснованы соответствующими расчетами, нормативами, необходимыми документами;
- стабильность. Означает, что в период выполнения плана никакие звенья системы не должны пр-ть изменения плановых заданий;
- гибкость: плановые органы должны корректировать плановые показатели в случае необходимости.
2.
Планы различаются от временных периодов, на которые они разрабатываются:
· перспективные:
· среднесрочные;
· долгосрочные;
· текущие или годовые;
· оперативные.
Долгосрочные планы разрабатываются сроком на 10-15 или 20 лет. В них определяются направления, темпы, пропорции развития П, отрасли, всего народного хозяйства.
Среднесрочные разрабатываются на период от 2 до 8 лет.
Основой для разработки 5 –летнего плана являются:
- потребности страны в разнообразных видах пр-ции, ресурса..
Текущий разрабатывается на 1 год с распределением плановых заданий по кварталам. Он является наиболее реальным планом учитывает ситуацию, сложившуюся в данный период времени на рынке.
Оперативный разрабатывается на основании текущих планов, на короткие промежутки времени (месяц, декаду, неделю, рабочий день) и доводятся до конкретных исполнителей (до цехов, участков, рабочих).
В зависимости от содержания и назначения:
- производственные;
- стратегические;
- бизнеспланы;
- программы;
- оперативно-календарные.
Производственные разрабатываются применительно к действующему производству. В них планируется выпуск и реализация продукции, обеспечение материальными, трудовыми, финансовыми ресурсами, технолог.совершенствование производства.
Стратегические – это комплексная перспективная программа действий руководства П в рыночной среде, учитывая особенности П, внешней среды с целью получения прибыли, Самое главное в разработке данного плана – определить линию П. Миссия – самая главная или обобщенная цель существования П на рынке. Эти планы – основа для разработки производственных планов.
|
|
Бизнеспланы разрабатываются в случаях создания нового П, расширения технического совершенствования или привлечения инвесторов. Этот план является инструментом разработки концепции ведения бизнеса и определения его результатов; способствует уменьшению риска, выступает непременным условием привлечения необходимых денежных средств (заемные денежные средства).
Программы разрабатываются для решения проблем, которые не являются объектами пр-х, стратегических или бизнеспланов. Они разрабатываются для развития научно-технических направлений, ускорения внедрения новых разработок в процесс производства.
Оперативные разрабатываются в виде календарных планов-графиков запуска и выпуска продукции, изготовление ее частей на отдельных стадиях пр-ва.