Методы управления

Принципы управления.

- демократический централизм – это сочетание централизованного руководства с самостоятельностью отдельных подразделений;

- научность – это познание и использование действий объективных эк.законов.

- сочетание в единоначалие и коллегиальность:

· единоличная ответственность руководителя за деятельность возглавляемого подразделения (директор, начальник цеха);

· участие широкого круга специалистов в подготовке решений по управлению подразделением, и контроль за их исполнением;

- планомерность – это решение всех задач на плановой основе;

- системность – использование разнообразных подходов по управлению П, как сложной динамической системой;

- выделение слабого звена – это определние наиболее важных задач, стоящих перед П на каждом этапе его развития;

- эффективность – это выбор эффективных путей для достижения поставленных целей.

- экономические;

- социально-психологические;

- организационные (административные).

Экономические – это такие методы, которые реализуют материальные интересы человека, связанные с его участием в производственном процессе путем исп-ния товарно-денежных отношений:

· система налогообложения;

· установление минимальной зарплаты;

· кредитование П;

· ценообразование;

· система штрафов и санкций.

Социально-психологические реализуют мотивы соц.поведения человека и проявляются в:

· творческом характере труда;

· возможности проявлять инициативу;

· общественное признание;

· моральное поощрение.

Организационный базируется на мотивах принудительного труда и проявляется в:

· формировании структуры и иерархии управления;

· дилегировании полномочий в отдельных категориях;

· предоставление методологической литературы исполнителям.

2.

Управленческий персонал П подразделяется на:

- линейный;

- функциональный.

Линейный обеспечивает непосредственное руководство пр-вом.

Функциональный помогает линейным руководителям выполнять ф-ции управления своими подразделениями. Совокупность линейного и функционального органов аппарата управления и отношений между ними образуют основу организационной структуры управления П – совокупность устойчивых связей объектов и субъектов управления П.

Функциональные характеризуют взаимодействие руководителей, которые исполняют определенные функции на разных уровнях.

Типы организационных структур управления П:

- линейная;

- организационная;

- матричная;

- дивизиональная;

- линейно-функциональная.

Линейная:

Р – руководитель (директор)

Л – линейный руководитель 1-го уровня (н.у.)

И – исполнитель (мастера либо рабочие).

При линейной структуре между элементами существует одноканальное взаимодействие.

Каждый подчиненный имеет 1 руководителя. Управленческие решения спускаются сверху вниз, а обратного движения не предусмотрено.

Преимущества:

- четкость взаимоотношений;

- однозначность команд, но в этом случае руководитель должен быть высококвалифицированным и решать любые возникающие вопросы.

Функциональная. Основой функциональной структуры управления является разделение функций управления между отдельными подразделениями аппарата управления.

Ф. – отделы управления П.

Каждое пр-ное подразделение получает распоряжение одновременно от нескольких руководителей функ.отделов. Такая структура обеспечивает:

- компетентность руководства;

- возможны спорные распоряжения.

Линейно-функциональная. Такая схема опирается на разделение полномочий ответственности по функциям управления и принятия решений.

Матричная и дивизиональная применяются на крупных П с большим объемом работ.

ТЕМА: Планирование деятельности П. 4.

1.Понятие и принципы планирования.

2.Виды и содержание плана П.

3.Методы планирования.

1.

Планирование – это определение конкретных целей и задач развития П, его отдельных подразделений и рацион.пути их достижения.

Целью планирования является обеспечение оптимальности задания пр-ва по выпуску конкр. видов пр-ции, повышению их качества, эф-ти пр-ва в целом. Планирование базируется на следующих принципах:

- принцип иерархичности. Планы нижестоящих звеньев (цеха, участки) должны быть направлены на выполнение целей и задач вышестоящих (П);

- научность выражается в том, что планы должны строиться на основе учета объективных закономерностей функционерования экономики;

- непрерывность: планирование обуславливается непрерывностью процесса хоз.деятельности;

- оптимальность. Оптимальный – это такой план, который способствует наиболее полному и эффективному использованию ресурсов;

- обоснованность. Планы должны быть всесторонне обоснованы соответствующими расчетами, нормативами, необходимыми документами;

- стабильность. Означает, что в период выполнения плана никакие звенья системы не должны пр-ть изменения плановых заданий;

- гибкость: плановые органы должны корректировать плановые показатели в случае необходимости.

2.

Планы различаются от временных периодов, на которые они разрабатываются:

· перспективные:

· среднесрочные;

· долгосрочные;

· текущие или годовые;

· оперативные.

Долгосрочные планы разрабатываются сроком на 10-15 или 20 лет. В них определяются направления, темпы, пропорции развития П, отрасли, всего народного хозяйства.

Среднесрочные разрабатываются на период от 2 до 8 лет.

Основой для разработки 5 –летнего плана являются:

- потребности страны в разнообразных видах пр-ции, ресурса..

Текущий разрабатывается на 1 год с распределением плановых заданий по кварталам. Он является наиболее реальным планом учитывает ситуацию, сложившуюся в данный период времени на рынке.

Оперативный разрабатывается на основании текущих планов, на короткие промежутки времени (месяц, декаду, неделю, рабочий день) и доводятся до конкретных исполнителей (до цехов, участков, рабочих).

В зависимости от содержания и назначения:

- производственные;

- стратегические;

- бизнеспланы;

- программы;

- оперативно-календарные.

Производственные разрабатываются применительно к действующему производству. В них планируется выпуск и реализация продукции, обеспечение материальными, трудовыми, финансовыми ресурсами, технолог.совершенствование производства.

Стратегические – это комплексная перспективная программа действий руководства П в рыночной среде, учитывая особенности П, внешней среды с целью получения прибыли, Самое главное в разработке данного плана – определить линию П. Миссия – самая главная или обобщенная цель существования П на рынке. Эти планы – основа для разработки производственных планов.

Бизнеспланы разрабатываются в случаях создания нового П, расширения технического совершенствования или привлечения инвесторов. Этот план является инструментом разработки концепции ведения бизнеса и определения его результатов; способствует уменьшению риска, выступает непременным условием привлечения необходимых денежных средств (заемные денежные средства).

Программы разрабатываются для решения проблем, которые не являются объектами пр-х, стратегических или бизнеспланов. Они разрабатываются для развития научно-технических направлений, ускорения внедрения новых разработок в процесс производства.

Оперативные разрабатываются в виде календарных планов-графиков запуска и выпуска продукции, изготовление ее частей на отдельных стадиях пр-ва.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: