Фирма - основное звено рыночной экономики

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой предприятие согласно ГК РФ?

2. Перечислите существующие организационно-правовые формы бизнеса.

3. Что включает в себя понятие «юридическое лицо»?

4. Каковы принципиальные отличия различных организационно-правовых форм бизнеса?

5. Каков риск убытков по результатам предпринимательской деятельности для различных форм предприятия?

6. Какие из организационно-правовых форм наименее распространены и почему?

7. Какие из организационно-правовых форм наиболее распространены и почему?

«Фирма» в переводе с итальянского означает «торговое имя» коммерсанта. В настоящее время фирма - элемент любой рыночной экономики, организационно-экономическая структура предпринимательской деятельности, обладающая экономической и юридической самостоятельностью.

В современном мире насчитывается около 40 млн. фирм. В ГК РФ, действующем с 1 января 1995 г., не употребляется понятие фирмы, принятое в международной практике, речь идет о предприятии.

Понятия «фирма» и «предприятие» не тождественны. Предприятием уместно называть производственную организацию, осуществляющую с технологической точки зрения достаточно однородную деятельность (выпуск товаров, оказание услуг). Фирма может заниматься различными видами деятельности, совершенно не связанными между собой (производственная, торговая, финансовая), и производить весьма разнородную продукцию. Как правило, подавляющее большинство современных предприятий входит в состав тех или иных фирм. Если фирма имеет только одно предприятие, то понятия фирмы и предприятия совпадают.

В нашей стране широкое использование термина «предприятие» объясняется тем, что в течение длительного периода в условиях командно-административного управления экономикой с преобладанием одной формы собственности (государственной) и отсутствия экономической ответственности более целесообразным было создание специализированных хозяйственных единиц. Госплан, Госснаб и другие государственные институты управляли жизнью предприятий, у которых не возникало потребности разнообразить свою деятельность.

В условиях рынка через фирмы граждане осуществляют предпринимательскую деятельность, направленную на получение прибыли при определенном риске.

Фирма, не имея абсолютной гарантии в успехе при производстве одного вида товара (услуги), расширяет сферу своей деятельности, т.е. происходит диверсификация производства и деятельности.

В развитой рыночной экономике фирмы многообразны. Они занимаются производством товаров, их реализацией, оказанием различных видов услуг - финансовых, посреднических, информационных, консультативных, научно-исследовательских. По сферам предпринимательской деятельности фирмы могут быть промышленными, агропромышленными, сельскохозяйственными, строительными, транспортными телекоммуникационными, торгово-посредническими рекламными, юридическими и др.

Итак, фирма - это: 1) организационно-экономическая система, с помощью которой осуществляются производственные процессы для создания товаров и услуг; 2) общность людей, объединенных едиными мотивами действий; 3) совокупность взаимовыгодных контрактов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: