double arrow

Логистика на предприятии

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой производственный процесс?

2. Назовите основные формы (системы) организации производственного процесса.

3. Каковы особенности прерывного производства (цеховой системы)?

4. Каковы особенности непрерывного производства?

5. Дайте характеристику группового производства.

6. Что представляет собой производственный цикл, из каких элементов он складывается?

7. Что происходит на каждом этапе производственного цикла? Приведите примеры.

8. Как сократить длительность производственного цикла?

9. Какие виды сочетания операций применяют в производственном процессе?

10. Каким может быть запуск изделий?

Логистика - наука об организации, планировании, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Логистика рассматривается как система, обеспечивающая рыночную ориентацию управления предприятием, что и определяет содержание деятельности предприятия по установлению его связей с потребителем. Основными направлениями работы являются:

· изучение рынка и прогнозирование спроса на конкретные виды продукции;

· закупка материальных ресурсов, потребных для производства продукции, принятие решений о размерах запасов и управление запасами;

· организация материальных потоков в производстве;

· организация товарораспределения: подбор и упаковка готовой продукции, ее транспортировка к месту назначения, поставка продукции потребителю, оформление необходимой документации.

Возрастание роли логистики в современный период развития народного хозяйства обусловлено, прежде всего, экономическими причинами. Рост объемов промышленного производства и расширение внутринациональных и мирохозяйственных связей требуют усиления внимания сокращению затрат в сфере рыночной деятельности.

Вместе с тем, резкое возрастание интереса к логистике определяется следующими факторами:

· переход от рынка продавца к рынку покупателей, когда потребности потребителей стали служить основой для разработки производственных программ и обусловили необходимость в организации всей системы товародвижения;

· обеспечение конкурентных преимуществ предприятий, применяющих логистические принципы к организации производственной и сбытовой деятельности;

· создание объективных возможностей для использования в системе логистики достижений технического прогресса в средствах связи и информатики;

· разработка новых теорий и методов исследования операций, в частности, теории систем и теории компромиссов, послуживших основой для оптимизации процессов логистики.

Выделяют три этапа совершенствования логистики. Первый этап - 60-е годы - характеризуется интеграцией складского хозяйства с транспортом, а также координацией их использования. На этом этапе транспорт и склад, прежде связанные лишь операцией погрузки-разгрузки, приобретают тесные взаимные связи. Они начинают работать на один экономический результат, по единому графику и по согласованной технологии.

Второй этап - середина 80-х годов. К взаимодействию складирования и транспортировки начинает подключаться планирование производства. Производственный цех, транспорт и склад начинают работать как единый слаженный механизм. Это позволило повысить качество обслуживания покупателей за счет своевременности выполнения заказов, улучшить использование оборудования.

Третий этап относится к настоящему времени и характеризуется интеграцией всех звеньев материалопроводящей сети. Концепция логистики, ключевым положением которой является необходимость интеграции, начинает признаваться большинством участников цепи снабжения, производства и распределения. Появляются современные коммуникационные технологии, позволяющие обеспечить быстрое прохождение материальных и информационных потоков и осуществлять мониторинг всех фаз движения продукта от первичного источника сырья до конечного потребителя.

В логистике предприятия выделяют закупочную, производственную и распределительную логистику.

Закупочная логистика - это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами. Для обеспечения предприятия предметами труда необходимо решить задачи: что закупить, сколько закупить, у кого закупить, на каких условиях закупить. Кроме того, необходимо выполнить работы: заключить договор, проконтролировать исполнение договора, организовать поставку, организовать складирование.

Задачи производственной логистики касаются управления материальными потоками внутри предприятий, создающих материальные блага или оказывающих такие материальные блага или оказывающих такие материальные услуги, как хранение, фасовка, развеска, укладка и т.д. Логистическая концепция организации производства включает в себя следующие основные положения: отказ от избыточных запасов; отказ от завышенного времени на выполнение основных и транспортно-складских операций; отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказа покупателей; устранение простоев оборудования; обязательное устранение брака; устранение нерациональных внутризаводских перевозок; превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных партнеров. В отличие от логистической традиционная концепция организации производства предполагает: никогда не останавливать основное оборудование и поддерживать во что бы то ни стало высокий коэффициент его использования; изготавливать продукцию как можно более крупными партиями; иметь максимально большой запас материальных ресурсов «на всякий случай».

Управление материальными потоками в рамках внутрипроизводственных логистических систем может осуществляться различными способами, из которых выделяются два основных: толкающий и тянущий.

Первый вариант представляет собой систему организации производства, при которой предметы труда, поступающие на производственный участок, непосредственно этим участком у предыдущего технологического звена не заказываются. Материальный поток «выталкивается» получателю по команде, поступающей на передающее звено из центральной системы управления производством.

Второй вариант представляет собой систему организации производства, в которой детали и полуфабрикаты подаются на следующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости. Здесь центральная система управления не вмешивается в обмен материальными потоками между различными участками предприятия, не устанавливает для них текущих производственных заданий. Производственная программа отдельного звена определяется размером заказа последующего звена. Центральная система управления ставит задачу лишь перед конечным звеном производственной технологической цепи.

Распределительная логистика представляет собой науку (деятельность) о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в прцессе доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

Принципиальное отличие распределительной логистики от традиционных сбыта и продажи заключается в следующем: подчинение процесса управления материальными и информационными потоками целям и задачам маркетинга; системная взаимосвязь процесса распределения с процессами производства и закупок; системная взаимосвязь всех функций внутри самого распределения. Иными словами, распределительная логистика - это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, т.е. в процессе оптовой продажи товаров.

Состав задач распределительной логистики на микро- и макроуровне различен. На уровне предприятия, т.е. на микроуровне, логистика ставит и решает следующие задачи: планирование процесса реализации; организация получения и обработки заказа; выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации; организация отгрузки продукции; организация доставки и контроль за транспортированием; организация послереализационного обслуживания. На макроуровне к задачам распределительной логистики относят: выбор схемы распределения материального потока; определение оптимального места расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории района, области, страны, материка или всего земного шара.

Главные слагаемые экономического эффекта от применения логистического подхода к управлению материальными потоками:

· снижение запасов на всем пути движения материального потока;

· сокращение времени прохождения товаров по логистической цепи;

· снижение транспортных расходов;

· сокращение затрат ручного труда и соответствующие расходы на операции с грузом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: