Реформа ценообразования на Украине

ПЛАН

ТЕМА 8 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1. Сущность цены и её функции.

2. Реформа ценообразования на Украине.

3. Действующая система цен на Украине.

4. Методика установления цены на отдельном предприятии.

8. 1 Сущность цены и её функции

Цена – термин, который имеет два значения:

1) экономическая категория – элемент сделки, выражающий количество денег, за которые товар предлагается, продаётся, покупается.

2) экономическое понятие – характеризует соответствующую экономическую категорию, но применительно к определённому виду товара, а именно: средствам производства и предметам потребления.

Мы будем рассматривать товары, которые производят предприятия в основном производственной сферы. Таким образом, будем рассматривать цены средств производства, предметов потребления, тарифы на некоторые услуги (например, на транспорт, электроэнергию).

Функции цены:

1) измеритель стоимости товара;

2) элемент планирования и учёта;

3) элемент государственной социально-экономической политики;

4) регулятор пропорций в развитии народного хозяйства;

5) регулятор спроса и предложения;

6) регулятор доходности, прибыльности предприятия;

7) стимул внедрения новой техники, повышения качества

продукции, ресурсосбережения.

Перестройка производственных отношений в стране потребовала следующих обязательных элементов перехода к рыночной экономике:

1) приватизацию государственной собственности;

2) реформу ценообразования;

3) формирование новых институтов рыночной экономики (рынка труда, ресурсов, фондового рынка);

4) развитие предпринимательства;

5) формирование налоговой системы и антимонопольной политики государства;

6) обеспечение социальной защиты населения в переходный период и др.

В конце 80-х гг., накануне перестройки, ценообразование характеризовалось недостатками:

1) цена на многие товары не отражала стоимость товара;

2) существовала жёсткая централизация в ценообразовании, которая не давала предприятиям возможности гибко стимулировать спрос, повышение качества продукции, ресурсосбережение;

3) цены по некоторым товарам были значительно ниже мировых, что не позволяло интегрировать украинскую экономику в мировую.

На Украине общая стратегия перехода к рыночным отношениям (демократизация) в качестве важнейшего принципа перестройки взяла расширение самостоятельности предприятий.

Реформа ценообразования пошла по следующим направлениям:

1) либерализация цен внутри страны (по принципу «шоковой терапии»);

2) построение государственной системы регулирования цен;

3) освоение международных методик ценообразования в связи с развитием внешнеэкономической деятельности предприятий.

8. 3 Действующая система цен на Украине

 
 


Рисунок 8. 1 – Признаки классификации цен

По первому признаку различают цены:

1) внутренние - действующие внутри страны;

2) мировые – отражают средний уровень цен на конкретный товар, действующий на мировом рынке по крупным сделкам.

По второму признаку различают цены:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: