ПЛАН
ТЕМА 8 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1. Сущность цены и её функции.
2. Реформа ценообразования на Украине.
3. Действующая система цен на Украине.
4. Методика установления цены на отдельном предприятии.
8. 1 Сущность цены и её функции
Цена – термин, который имеет два значения:
1) экономическая категория – элемент сделки, выражающий количество денег, за которые товар предлагается, продаётся, покупается.
2) экономическое понятие – характеризует соответствующую экономическую категорию, но применительно к определённому виду товара, а именно: средствам производства и предметам потребления.
Мы будем рассматривать товары, которые производят предприятия в основном производственной сферы. Таким образом, будем рассматривать цены средств производства, предметов потребления, тарифы на некоторые услуги (например, на транспорт, электроэнергию).
Функции цены:
1) измеритель стоимости товара;
2) элемент планирования и учёта;
3) элемент государственной социально-экономической политики;
4) регулятор пропорций в развитии народного хозяйства;
5) регулятор спроса и предложения;
6) регулятор доходности, прибыльности предприятия;
7) стимул внедрения новой техники, повышения качества
продукции, ресурсосбережения.
Перестройка производственных отношений в стране потребовала следующих обязательных элементов перехода к рыночной экономике:
1) приватизацию государственной собственности;
2) реформу ценообразования;
3) формирование новых институтов рыночной экономики (рынка труда, ресурсов, фондового рынка);
4) развитие предпринимательства;
5) формирование налоговой системы и антимонопольной политики государства;
6) обеспечение социальной защиты населения в переходный период и др.
В конце 80-х гг., накануне перестройки, ценообразование характеризовалось недостатками:
1) цена на многие товары не отражала стоимость товара;
2) существовала жёсткая централизация в ценообразовании, которая не давала предприятиям возможности гибко стимулировать спрос, повышение качества продукции, ресурсосбережение;
3) цены по некоторым товарам были значительно ниже мировых, что не позволяло интегрировать украинскую экономику в мировую.
На Украине общая стратегия перехода к рыночным отношениям (демократизация) в качестве важнейшего принципа перестройки взяла расширение самостоятельности предприятий.
Реформа ценообразования пошла по следующим направлениям:
1) либерализация цен внутри страны (по принципу «шоковой терапии»);
2) построение государственной системы регулирования цен;
3) освоение международных методик ценообразования в связи с развитием внешнеэкономической деятельности предприятий.
8. 3 Действующая система цен на Украине
Рисунок 8. 1 – Признаки классификации цен
По первому признаку различают цены:
1) внутренние - действующие внутри страны;
2) мировые – отражают средний уровень цен на конкретный товар, действующий на мировом рынке по крупным сделкам.
По второму признаку различают цены: