Тема 13. Состояние образования и науки как качественный показатель развития культуры и общества

2.

Важнейшей задачей школы, а также учебных заведений более высокого уровня и статуса является не столько обучение, сколько формирование творческой, деятельной личности, способной к самосовершенствованию и самореализации. Такая личность формируется в ходе обучения и воспитания.

Если вести речь о двуедином процессе социализации личности — образовании и воспитании, — то наибольшее значение всегда имело и имеет именно образование. Для того чтобы воспитывать, надо сначала знать, как это делается и что нужно делать. Будучи
продуктом духовного развития человеческого сообщества, знание является основой воспитательного процесса. Однако нельзя приуменьшать и роли воспитания. Другое дело, что в советский период нашей отечественной истории именно воспитание гипертрофировалось, возводилось и ставилось выше образования, а то и противопоставлялось ему.

То, что образование — первое и непременное условие социализации личности, бесспорно. Однако ни с окончанием юности, ни с приобретением образования процесс социализации не завершается. Дальнейшая профессиональная, трудовая жизнь человека в большей
или меньшей степени связана с образованием, повышением квалификации, В более зрелом возрасте "личность, — пишет Г. А. Андреева, - не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его.

В упрощенном виде социализация является процессом усвоения
индивидом определенного социального опыта, постепенного
включения его в систему общественных и межличностных
отношений, самостоятельного воспроизводства индивидом
этих отношений.

Нельзя путать или отождествлять понятия "воспитание" и "социализация". Воспитание предполагает воздействие на молодого гражданина других людей, учителей, воспитателей, среды, социальных институтов образования, культуры и т. п. Социализация же является процессом избирательного усвоения неких ценностей, идентификации личности с ними, выработки социальных целей жизни, деятельности, поступков.

Особенность воспитания состоит прежде всего в том, что оно
может осуществляться лишь при наличии определенных идеалов.

В самом широком смысле воспитание — это процесс постоянного развития способностей личности как индивидуума и члена общества.

Существует более широкое определение: "Воспитание — это процесс, длящийся всю жизнь, который благоприятствует постоянному
развитию способностей человека и как личности, и как члена общества".

Основная цель воспитания — создание условий для полного раз-
вития и самореализации автономной, отзывчивой, ответственной и
обязательной в своих действиях и поступках личности.

Процесс воспитания обеспечивается в результате взаимодействия трех основных направлений:

• формального (школа);

• неформального (семья, группы сверстников, различные источники и средства информации);

• внеформального (молодежные объединения и организации,
движения, молодежные клубы, центры и т. п.).

Кратко опишем особенности этих направлений.

Формальное, или академическое воспитание — это определенным образом структурированная иерархически, выстроенная во времени воспитательная система от дошкольного учреждения до университета или академии. Решающее значение в этом направлении имеет школа, закладывающая основы ценностных, духовных ориентаций, формирующая интересы и потребности.

Школа, с одной стороны, рассматривается социологами и педагогами как единственно сущностная часть воспитания вообще, а с другой, именно это направление воспитания ныне подвержено серьезнейшим деформациям. Ряд ученых в Украине и России справедливо
отмечают, что трудности функционирования системы воспитания в
современной школе обусловлены, в частности, ее политизированностью. Это не просто некие колебания в угоду изменениям социально-политической обстановки. Это и колебания, сиюминутные требования, претензии политических сил, движений и даже отдельных
политиков.

Неформальное воспитание — сложный и динамичный процесс,
в ходе которого человек как индивидуум на протяжении всей своей жизни приобретает все новые и новые навыки поведения, ценности и знания. Источником такого воспитания является повседневная жизнь —общение с другими людьми в семье, со сверстниками, окружением. Не-
трудно догадаться, что неформальное воспитание осуществляется не
только в молодости, но и в зрелом возрасте.

Неформальное воспитание также претерпело на сегодняшний день
существенные изменения. Намного уменьшилось влияние семьи на
подростка, так как многим родителям, пытающимся кое-как свести
концы с концами в своей семье, нет возможности заниматься воспитанием детей.

Внеформальное воспитание трактуется как организованная
воспитательная деятельность вне установленной формальной системы (школы, вуза и т. д.), которая направлена на обслуживание идентифицируемого объекта воспитания с идентифицируемыми вспомогательными целями.

Несмотря на призывы (особенно за рубежом) признать универсальную значимость внеформального воспитания как наиболее эффективного для социализации молодежи и подготовки ее к жизни, оно часто недооценивается.

Играя особую роль, каждый из этих трех типов воспитания дополняет другие, а для достижения необходимых результатов нужны все
три.

Зарубежные философы, специалисты в области социализации воспитания молодежи по-разному трактуют основы воспитания, т. е. что

должен усвоить и чему должен научиться молодой человек, прежде
чем достигнет зрелости. Наиболее интересным и точным, на наш
взгляд, является вычленение следующих четырех основ воспитания.

Учиться знать — это значит накапливать побольше знаний, сочетая при этом широкую общую культуру с возможностями углубленной работы в ограниченном числе дисциплин. Не зря говорят, что высокообразованный человек не только знает много, но знает много в очень узком направлении или относительно отдельного явления, предмета. Учиться надо так, чтобы умело пользоваться возможностями, которые предоставляет воспитание в течение всей жизни.

Учиться делать. Необходимо приобрести не только профессиональные навыки, но и широкий диапазон так называемых жизненных навыков. Существенное значение здесь имеют навыки, позволяющие успешно общаться с другими людьми, в группе людей.

Учиться жить вместе. Воспитанный человек умеет понять других людей. Он ощущает и осознает, что живет в условиях взаимозависимости людей, когда возможны несогласия и конфликты, которые надо уметь регулировать. Он умеет уважать мнение других, стремится
к взаимопониманию, миру, справедливости.

Учиться быть личностью. Это самая сложная наука, ибо она
связана с совершенствованием собственного характера, со способностью действовать автономно, проявляя самостоятельность суждений и высокую личную ответственность за свои действия и поступки. Воспитательное воздействие на молодого человека осуществляют
родные, друзья, сверстники, средства информации и т. п. Но решающее значение, пожалуй, имеют выдающиеся предшественники твоего
и других народов, учителя и преподаватели, помогающие овладеть
знаниями, избранной профессией.

И в школе, и в техникуме, училище, вузе всегда ценился преподаватель-личность, т. е. специалист, не только досконально знающий свой предмет, но воздействующий на ученика силой своих чувств, обладающий такими ценными качествами, как патриотизм, гражданственность, чувство долга, порядочность, способность к сопереживанию, человеколюбие. Прежде чем полюбить тот или иной предмет, ученик, студент любит, боготворит или просто глубоко уважает учителя, преподавателя, уважает личность. Можно не разделять взгляды своего ученика, но крайне необходимо, уважительно относясь к нему, позволяя выражать собственное мнение, не оставлять его наедине с самим собой и своими взглядами. Хороший учитель, преподаватель в равной степени обязан стать и хорошим воспитателем. В противном случае он будет обеспечивать всего лишь односторонний процесс передачи знаний и не больше.

Данные, полученные Украинским институтом социальных исследований, подтверждают гипотезу о том, что образовательный уровень молодежи существенным образом влияет на уровень ее культурных интересов. Так, на вопрос: "Какое значение в жизни человека имеет, на ваш взгляд, чтение литературы?" процент тех, кто ответил "очень большое" и "достаточно большое", постоянно увеличивается в соответствии с возрастанием образовательного уровня молодых респондентов (от 65% юношей и девушек с незаконченным средним образованием до 78% с высшим). Такая же зависимость просматривается и в распределении ответов на вопрос относительно важности
посещения театров, концертов, выставок (соответственно 43 и 56%).

Естественно, что имеет место и противоположная зависимость между образованием и признанием важности менее интеллектуальных проявлений культурной деятельности. Так, посещение танцев отметили как важное для себя 67% молодых респондентов с незаконченным
средним образованием и только 44% — с высшим. В целом молодежь, имеющая высшее образование, вдвое активнее посещает учреждения культуры, нежели те, кто имеет, скажем, среднее специальное (соответственно 16 и 9%).

Высшей ступенью развития личности является самовоспитание. самосовершенствование. Если воспитание с точки зрения социологии молодежи является своеобразной, особенной формой социализации личности и предстает как осознанная функция, посредством которой молодой гражданин целенаправленно входит в мир
общественных отношений, то самосовершенствование — процесс

волевой деятельности самого человека. Посредством самовоспитания человек не просто становится более развитым, совершенным,
но все больше снимает с себя ограничения, накладываемые существующим уровнем общественного развития, моралью данного социума.

Любой человек имеет определенный уровень образования, который можно назвать еще образованностью. Образованность не есть некий объем знаний человека вообще. Это переработанные знания, введенные личностью в свой внутренний мир, позволяющие ей свободно существовать в мире духовной культуры, понимать прекрасное в искусстве, литературе, любой области знаний, которой она овладела и в которой продолжает совершенствоваться.

Контрольные вопросы для закрепления знаний, и самоконтроля:

1. Что такое воспитание?

2. Какую роль играет воспитание в социализации молодежи?

3. Что такое потребность? Чем потребность отличается от желания?

4. Какие виды потребностей вы знаете? Чем они отличаются?

5. Какие факторы влияют на развитие общества?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: