Предмет и объект социологии образования

Социологию образования интересуют социальные характеристики образования, влияние на него социальных институтов, социальной макро- и микросреды. Социология представляет собой целостную систему социологических знаний, состоящую из 3 уровней:

· общесоциологический (общетеоретический) уровень;

· - специальные (частные) социологические теории;

· - эмпирические социологические исследования.

На базе общих теорий первого уровня основываются специальные (частные) социологические теории среднего уровня. Сюда относится и социология образования.

Философская энциклопедия, определяя предмет социологии образования, делает акцент на анализе его социальной природы: "Социология образования - отрасль социологии, изучающая образование как социальный институт, как форму и средство общественной жизни". А.Майер пишет, что социология образования "...имеет своим предметом социологическое исследование общих социальных закономерностей образования и воспитания как социального процесса и их функций на всех уровнях взаимодействия общественных сил". В.Н.Турченко обращает внимание на приоритет системной организации образования: "...социология образования имеет предметом своего рассмотрения системы и подсистемы (элементы) образования в их целостности и совокупности (общественных) отношений". Обобщением изложенных позиций является определение Ф.Р.Филиппова: "Социология образова ния есть специальная социологическая наука, предметом которой является система образования как социальный институт, взаимодействие ее подсистем, а также взаимодействие системы образования и ее подсистем с обществом, прежде всего с его социальной структурой".

Объектом социологии образования является сфера образования как социальное явление; люди, их объединения и организации в системе образования. Это та социальная среда, где развертывается функционирование процессов образования, действуют определенные субъекты в форме разнообразных учебных занятий (обучая, учась, поддерживая процесс обучения) в ситуациях, складывающихся в ходе таких занятий, с определенной системой взаимоотношений людей, с их институциональной и неинституциональной организацией. Таким образом, объектом изучения является образование с позиций его социальной природы.

Основы социологии образования были заложены Э. Дюркгеймом, М. Вебером исследовавшими социальные функции образования, его связь с экономическими, политическими процессами. Позднее Т. Парсонс предложил изучение образования как института социализации, а учебных заведений - как социальных систем.

Нормальное функционирование любого современного общества невозможно без полноценной системы образования. Образование давно уже стало одним из первостепенных факторов экономического развития, важным инструментом политики любого государства.

Институт образования относительно самостоятелен и вместе с тем оказывает сильное, если не решающее воздействие на развитие общества. Образование выходит на первое место по числу занятых преподавателей и учащихся, студентов, в сравнении с народным хозяйством. ХХ век в первую очередь называют веком образования. Оно интегрирует вокруг себя другие общественные системы (экономику, науку, культуру, экологию), предопределяя не только перспективы развития общества, но и деятельность каждого отдельного человека. По большом счету, в цивилизованном обществе, если исключить крайности протекционизма, судьба человека, его биография и карьера зависят от двух основных факторов - здоровья и качества полученного образования.

Уровень образования уже предполагает определенный социальный статус, возможности профессионального и социального продвижения. В классовом обществе практически всегда проводится политика протекционизма, будь это рабфаки, институты красной профессуры или элитарные учебные заведения на платной основе. Система образования - своего рода фильтр для молодых людей, определяющих, что они будут делать, когда станут взрослыми.

Великий российский педагог, В. А. Сухомлинский говорил, что без научного предвидения, без умения закладывать в человека сегодня те зерна, которые взойдут через десятилетия, воспитание превратилось бы в примитивный присмотр, воспитатель - в неграмотную няньку, педагогика - в знахарство. Важнейшая социологическая проблема образования - формирование культуры, гуманитарная подготовка студентов. Всегда есть соблазн готовить специалиста узкого профиля - меньше затраты. Во всем цивилизованном мире ставка была сделана на университетское образование, а в нашей стране - на узкоспециализированные вузы. Естественно, их выпускники не знали иностранных языков, экологии, права, не имели необходимой гуманитарной подготовки. В результате страдает не только дело, но обкрадывается сам человек, ведь хорошая гуманитарная, общекультурная подготовка дает возможность вести полноценную жизнь.

К основным функциям образования относят следующие:

1. Социализационную (изучение образования как социального механизма социализации человека, исследования места и
роли образования в освоении и накоплении индивидом социального опыта, освоения общественных норм, традиций и стереотипов социально одобряемого поведения). Эта функция является как бы интегрирующей по отношению к остальным, типичным для специальных социологических теорий.

2. Теоретическую (расширение, приращение и обогащение
социологических знаний об образовании как социальном явлении). Социологические исследования в сфере образования
представляют собой эмпирический материал, который служит
основой для разработки и уточнения законов и категорий социологии образования.

3. Прогностическую (осуществляется путем разработки социальных прогнозов о предполагаемых тенденциях процесса и
возможных результатах тех или иных учебно-воспитательных
проектов. На основе исследования обнаруженной тенденции в
образовании готовят краткосрочный прогноз. Для долгосрочного прогноза необходимо выявить закономерность развития
процесса образования, а также фактора (или факторов), решающим образом воздействующего на процесс образования в
конкретных условиях).

4. Описательную (реализуется через систематизацию и описание получаемого исследовательского материала об образовании в разного рода аналитических записках, научных отчетах,
статьях и книгах. Накапливаемый таким образом научно обработанный материал позволяет сохранить для новых поколений
исследователей динамику развития научной картины процесса
образования).

5. Информационную (заключается в сборе, систематизации и
накоплении социологической информации о ходе процесса образования, состоянии дел в отдельных его направлениях, об
эффективности тех или иных приемов и методов).

6. Идеологическую (формирование социологических взглядов и идей по поводу образования и изучения того, как эти идеи входят составной частью в целостную систему социологического видения общества как сложной социальной системы).

7. Преобразующую (разработка на основе социологических замеров влияния на социальные отношения тех или других методов воздействия наиболее результативных социальных технологий обучения и воспитания и, на этой основе, - системы социального управления образованием).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: