Социологию образования интересуют социальные характеристики образования, влияние на него социальных институтов, социальной макро- и микросреды. Социология представляет собой целостную систему социологических знаний, состоящую из 3 уровней:
· общесоциологический (общетеоретический) уровень;
· - специальные (частные) социологические теории;
· - эмпирические социологические исследования.
На базе общих теорий первого уровня основываются специальные (частные) социологические теории среднего уровня. Сюда относится и социология образования.
Философская энциклопедия, определяя предмет социологии образования, делает акцент на анализе его социальной природы: "Социология образования - отрасль социологии, изучающая образование как социальный институт, как форму и средство общественной жизни". А.Майер пишет, что социология образования "...имеет своим предметом социологическое исследование общих социальных закономерностей образования и воспитания как социального процесса и их функций на всех уровнях взаимодействия общественных сил". В.Н.Турченко обращает внимание на приоритет системной организации образования: "...социология образования имеет предметом своего рассмотрения системы и подсистемы (элементы) образования в их целостности и совокупности (общественных) отношений". Обобщением изложенных позиций является определение Ф.Р.Филиппова: "Социология образова ния есть специальная социологическая наука, предметом которой является система образования как социальный институт, взаимодействие ее подсистем, а также взаимодействие системы образования и ее подсистем с обществом, прежде всего с его социальной структурой".
|
|
Объектом социологии образования является сфера образования как социальное явление; люди, их объединения и организации в системе образования. Это та социальная среда, где развертывается функционирование процессов образования, действуют определенные субъекты в форме разнообразных учебных занятий (обучая, учась, поддерживая процесс обучения) в ситуациях, складывающихся в ходе таких занятий, с определенной системой взаимоотношений людей, с их институциональной и неинституциональной организацией. Таким образом, объектом изучения является образование с позиций его социальной природы.
Основы социологии образования были заложены Э. Дюркгеймом, М. Вебером исследовавшими социальные функции образования, его связь с экономическими, политическими процессами. Позднее Т. Парсонс предложил изучение образования как института социализации, а учебных заведений - как социальных систем.
|
|
Нормальное функционирование любого современного общества невозможно без полноценной системы образования. Образование давно уже стало одним из первостепенных факторов экономического развития, важным инструментом политики любого государства.
Институт образования относительно самостоятелен и вместе с тем оказывает сильное, если не решающее воздействие на развитие общества. Образование выходит на первое место по числу занятых преподавателей и учащихся, студентов, в сравнении с народным хозяйством. ХХ век в первую очередь называют веком образования. Оно интегрирует вокруг себя другие общественные системы (экономику, науку, культуру, экологию), предопределяя не только перспективы развития общества, но и деятельность каждого отдельного человека. По большом счету, в цивилизованном обществе, если исключить крайности протекционизма, судьба человека, его биография и карьера зависят от двух основных факторов - здоровья и качества полученного образования.
Уровень образования уже предполагает определенный социальный статус, возможности профессионального и социального продвижения. В классовом обществе практически всегда проводится политика протекционизма, будь это рабфаки, институты красной профессуры или элитарные учебные заведения на платной основе. Система образования - своего рода фильтр для молодых людей, определяющих, что они будут делать, когда станут взрослыми.
Великий российский педагог, В. А. Сухомлинский говорил, что без научного предвидения, без умения закладывать в человека сегодня те зерна, которые взойдут через десятилетия, воспитание превратилось бы в примитивный присмотр, воспитатель - в неграмотную няньку, педагогика - в знахарство. Важнейшая социологическая проблема образования - формирование культуры, гуманитарная подготовка студентов. Всегда есть соблазн готовить специалиста узкого профиля - меньше затраты. Во всем цивилизованном мире ставка была сделана на университетское образование, а в нашей стране - на узкоспециализированные вузы. Естественно, их выпускники не знали иностранных языков, экологии, права, не имели необходимой гуманитарной подготовки. В результате страдает не только дело, но обкрадывается сам человек, ведь хорошая гуманитарная, общекультурная подготовка дает возможность вести полноценную жизнь.
К основным функциям образования относят следующие:
1. Социализационную (изучение образования как социального механизма социализации человека, исследования места и
роли образования в освоении и накоплении индивидом социального опыта, освоения общественных норм, традиций и стереотипов социально одобряемого поведения). Эта функция является как бы интегрирующей по отношению к остальным, типичным для специальных социологических теорий.
2. Теоретическую (расширение, приращение и обогащение
социологических знаний об образовании как социальном явлении). Социологические исследования в сфере образования
представляют собой эмпирический материал, который служит
основой для разработки и уточнения законов и категорий социологии образования.
3. Прогностическую (осуществляется путем разработки социальных прогнозов о предполагаемых тенденциях процесса и
возможных результатах тех или иных учебно-воспитательных
проектов. На основе исследования обнаруженной тенденции в
образовании готовят краткосрочный прогноз. Для долгосрочного прогноза необходимо выявить закономерность развития
процесса образования, а также фактора (или факторов), решающим образом воздействующего на процесс образования в
конкретных условиях).
4. Описательную (реализуется через систематизацию и описание получаемого исследовательского материала об образовании в разного рода аналитических записках, научных отчетах,
статьях и книгах. Накапливаемый таким образом научно обработанный материал позволяет сохранить для новых поколений
исследователей динамику развития научной картины процесса
образования).
|
|
5. Информационную (заключается в сборе, систематизации и
накоплении социологической информации о ходе процесса образования, состоянии дел в отдельных его направлениях, об
эффективности тех или иных приемов и методов).
6. Идеологическую (формирование социологических взглядов и идей по поводу образования и изучения того, как эти идеи входят составной частью в целостную систему социологического видения общества как сложной социальной системы).
7. Преобразующую (разработка на основе социологических замеров влияния на социальные отношения тех или других методов воздействия наиболее результативных социальных технологий обучения и воспитания и, на этой основе, - системы социального управления образованием).