Возникновение экономических знаний

Экономические потребности и интересы - главная движущая сила социально-экономического прогресса.

Объективные основы и этапы цивилизованного процесса.

Экономикс

Классическая политэкономия

Возникновение экономических знаний

Тема 2. Генезис экономических теорий. Объективные основы и этапы цивилизованного процесса.

4,6,9,10,11

ЛИСТ ЗАДАНИЙ

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Производительные силы

Производительные силы. (факторы производства, производственные ресурсы)
Рабочая сила как личностный фактор производства


Средства производства как вещественный фактор производства

Предметы труда
Средства труда
Данные природой
Те, которые обрабатываются и перерабатываются
Машины, приспособления и инструменты
Технологические процессы и энергоснабжение
Трудовые ресурсы
Способность и возможность человека работать
Предпринимательские способности


Накопленные знания, наука как соединение личностного и вещественно факторов производства


ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Организационно-экономические отношения по поводу
Денежного обращения
Ценообразования
Маркетинга
Биржевого дела
Социально-экономические отношения по поводу
Различных форм собственности
Распределения доходов и богатства
Воспроизводства общественного производства
Трудовой деятельности
Менеджмента
Финансов и кредита


Выражает систему отношений Обуславливает систему связей

«Человек-производство» «Человек –человек»

Вопросы к лекции:

1.Что является предметом политэкономии?

2.Перечислите основные методы и назовите основные функции политэкономии.

3.Раскройте сущность политэкономического видения экономики через экономические законы и взаимовлияние производительных сил и производственных отношений.

1. Все пункты плана лекции выносятся в качестве отдельных вопросов на семинарское занятие.

2. Используя экономический словарь, выпишите и выучите следующие термины:

Микроэкономика -

Макроэкономика -

3. Подготовить рефераты на темы:

1. Эволюция идей о предмете экономической науки. Роль экономической теории в период глобализации мирового хозяйства.

3..Подготовить доклады, используя материалы учебника:

1. Цели и значение экономической науки (стр.12,13);

2. Индукция и дедукция (стр. 13,14)

3. Абстрагирование и допущение(стр.14,15)

4. Особенности экономических законов (15,16)

5. Экономическая политика(17)

ЛИТЕРАТУРА:

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Первые попытки изучения экономических явлений обнаруживаются в трудах древнегреческих философов: Ксенофонта, Платона, Аристотеля, Цезаря, мыслителей Древнего Египта, Китая, Индии.

Экономическая теория как наука является результатом дли­тельного исторического развития. У истоков экономической нау­ки стоял греческий мыслитель Аристотель, который был пер­вым экономистом, употребившим термины «экономия» и «эконо­мика» в одном и том же смысле. Аристотель впервые в истории экономической науки подверг анализу основные экономические явления и закономерности общества того времени.

В Средневековье Ф.Аквинский и ряд католических монахов рассматривали некоторые экономические проблемы в основном практического характера.

Свое название экономическая наука получила в XVII в. Фран­цуз Антуан Монкретъен впервые ввел в социально-экономичес­кую литературу термин политическая экономия: в 1615 г. он издал «Трактат политической экономии». Этим Монкретьен про­возгласил, что экономическая наука занимается экономикой, хо­зяйством в рамках национальных государств (политика — госу­дарство). Однако главная заслуга Монкретьена состоит в том, что он выделил в особый самостоятельный предмет исследова­ния экономические проблемы. Этим он отделил экономическую науку от других общественных наук.

В XV-XVII в. сложилась школа меркантилистов (от итал. mercante-торговец, купец). Они отожествляли богатство с золотом, накопление осуществляется через торговлю, значит последняя является источником богатства общества. В XVIII в. возникла школа физиократов (природа, власть). Они переносят источник богатства из сферы обращения в сферу производства, но при этом ограничивались с/х. Представитель Ф. Кенэ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: