Экономические потребности и интересы - главная движущая сила социально-экономического прогресса.
Объективные основы и этапы цивилизованного процесса.
Экономикс
Классическая политэкономия
Возникновение экономических знаний
Тема 2. Генезис экономических теорий. Объективные основы и этапы цивилизованного процесса.
4,6,9,10,11
ЛИСТ ЗАДАНИЙ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Производительные силы
Производительные силы. (факторы производства, производственные ресурсы) |
Рабочая сила как личностный фактор производства |
Средства производства как вещественный фактор производства |
Предметы труда |
Средства труда |
Данные природой |
Те, которые обрабатываются и перерабатываются |
Машины, приспособления и инструменты |
Технологические процессы и энергоснабжение |
Трудовые ресурсы |
Способность и возможность человека работать |
Предпринимательские способности |
|
|
Накопленные знания, наука как соединение личностного и вещественно факторов производства |
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ |
Организационно-экономические отношения по поводу |
Денежного обращения |
Ценообразования |
Маркетинга |
Биржевого дела |
Социально-экономические отношения по поводу |
Различных форм собственности |
Распределения доходов и богатства |
Воспроизводства общественного производства |
Трудовой деятельности |
Менеджмента |
Финансов и кредита |
Выражает систему отношений Обуславливает систему связей
«Человек-производство» «Человек –человек»
Вопросы к лекции:
1.Что является предметом политэкономии?
2.Перечислите основные методы и назовите основные функции политэкономии.
3.Раскройте сущность политэкономического видения экономики через экономические законы и взаимовлияние производительных сил и производственных отношений.
1. Все пункты плана лекции выносятся в качестве отдельных вопросов на семинарское занятие.
2. Используя экономический словарь, выпишите и выучите следующие термины:
Микроэкономика -
Макроэкономика -
3. Подготовить рефераты на темы:
1. Эволюция идей о предмете экономической науки. Роль экономической теории в период глобализации мирового хозяйства.
3..Подготовить доклады, используя материалы учебника:
1. Цели и значение экономической науки (стр.12,13);
2. Индукция и дедукция (стр. 13,14)
3. Абстрагирование и допущение(стр.14,15)
4. Особенности экономических законов (15,16)
5. Экономическая политика(17)
|
|
ЛИТЕРАТУРА:
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Первые попытки изучения экономических явлений обнаруживаются в трудах древнегреческих философов: Ксенофонта, Платона, Аристотеля, Цезаря, мыслителей Древнего Египта, Китая, Индии.
Экономическая теория как наука является результатом длительного исторического развития. У истоков экономической науки стоял греческий мыслитель Аристотель, который был первым экономистом, употребившим термины «экономия» и «экономика» в одном и том же смысле. Аристотель впервые в истории экономической науки подверг анализу основные экономические явления и закономерности общества того времени.
В Средневековье Ф.Аквинский и ряд католических монахов рассматривали некоторые экономические проблемы в основном практического характера.
Свое название экономическая наука получила в XVII в. Француз Антуан Монкретъен впервые ввел в социально-экономическую литературу термин политическая экономия: в 1615 г. он издал «Трактат политической экономии». Этим Монкретьен провозгласил, что экономическая наука занимается экономикой, хозяйством в рамках национальных государств (политика — государство). Однако главная заслуга Монкретьена состоит в том, что он выделил в особый самостоятельный предмет исследования экономические проблемы. Этим он отделил экономическую науку от других общественных наук.
В XV-XVII в. сложилась школа меркантилистов (от итал. mercante-торговец, купец). Они отожествляли богатство с золотом, накопление осуществляется через торговлю, значит последняя является источником богатства общества. В XVIII в. возникла школа физиократов (природа, власть). Они переносят источник богатства из сферы обращения в сферу производства, но при этом ограничивались с/х. Представитель Ф. Кенэ