I. metodos - путь к чему-либо.
ОБЪЕКТОМ изучения всех экономических наук есть экономика в целом. Объект единый, а предметы изучения разные, экономическая история, история экономических учений, экономическая статистика, экономика труда, финансы, кредит, денежное обращение, бух. учет, отраслевые экономические науки.
Методологической основой для них есть политическая економия.
- Общенаучные методы — это диалектико-материалистические принципы, основанные древнегреческими философами и развитые последующими поколениями ученых. Согласно этим методам все экономические процессы противоречивы и находятся в постоянном движении.
При изучении этих процессов используется сочетание исторического и логического подходов.
Исторический подход помогает анализировать явления в той последовательности, в которой они возникли, развивались и сменяли друг друга.
Логический (теоретический) подход исследования этих же явлений не служит зеркальным отражением их исторического пути. Он предполагает проникновение в сущность изучаемого явления и абстрагирование, т. е. отвлечение от второстепенных его свойств. В результате возникает научное представление об этом явлении, т. е. формируется логическое понятие или экономическая категория, например, товар, цена, деньги, конкуренция и т. п. Такой способ изучения называется методом научной абстракции, философско-сущностным методом.
|
|
К частным методам научного познания относятся: наблюдения, обработка полученного материала посредством синтеза и анализа, индукция и дедукция, конструирование системы законов и категорий:
-структурно-функциональный метод - рассмотрение любого экономического явления как системного с обязательным анализом функций взаимодействующих элементов.
- математический метод - исследование функциональной и количественной зависимости экономических явлений. Использование декартовой системы координат
-Анализ и синтез - в процессе анализа предмет изучения (исследования) расчленяется и идет от видимого, конкретного к абстрактному. В процессе синтеза исследуется экономическое явление во взаимосвязи и взаимодействии составных частей.
II. ТЕОРЕТИКО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ - объясняет закономерности, принципы и явления экономической жизни общества.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ - обосновывает необходимость определенных действий, определенного экономического поведения людей.
В этой функции экономическая наука определяет не то, что есть, а то, что должно быть, т.е. какие конкретные условия экономики желательны или нежелательны для общества. Практическая функция показывает что экономическая наука включает политические и морально-экономические принципы (надо ли при помощи налоговой системы перераспределять средства, т.е. экономическая теория имеет дело с экономической политикой).
|
|
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ - содержанием воспитательной функции экономической теории является формирование экономической психологии каждого человека, социальной или профессиональной группы. Необходимость перехода от административно организованного общества к цивилизованному, экономически организованному обществу.