Социальные условия жизни

Формы собственности и предпринимательская деятельность

Материальная и нематериальная сфера экономической деятельности.

Ресурсы естественной среды

Социальные условия жизни.

Т.5. Экономика общества как совокупность видов экономической деятельности

1, 2,5,6,9,10,11, 14

ЛИСТ ЗАДАНИЙ

Вопросы к лекции

Становление различных форм собственности в Украине.

Раньше в СССР общественная собственность была представлена государственной и колхозно-кооперативной, которая перерастала в первую. Произошло отчуждение работника от средств производства. А собственностью владели министерства и ведомства, у которых были свои интересы.

Законодательные акты Украины дают такое определение форм собственности:

- частная собственность граждан: личная собственность, собственность трудового хозяйства, собственность сельского и личного подсобного хозяйства

- коллективная собственность: собственность арендного предприятия, собственность коллективного предприятия, собственность кооператива, собственность акционерного общества, собственность хозяйственных ассоциаций (объединений), собственность общественных организаций, собственность религиозных организаций.

- государственная собственность: общественная государственная собственность, коммунальная собственность, собственность государственных предприятий.

- собственность совместных предприятий, иностранных граждан и государств.

1. Охарактеризуйте многофакторность экономической системы.

2. Какие существуют классификации экономических систем?

3. Что такое собственность, как экономическая и как юридическая категория?

4. Какие формы собственности вы можете назвать?

5. Назовите формы собственности в Украине и раскройте их специфику.

1.Все пункты плана лекции выносятся в качестве отдельных вопросов на семинарское занятие.

2.Используя экономический словарь, выпишите и выучите следующие термины:

Приватизация -

Реприватизация -

3. Подготовить рефераты на темы:

5. Экономические системы общества.

6. Формы собственности в мире и в Украине.

4. Подготовить доклады, используя материалы учебника:

1.Система свободного рынка (стр.45,46)

2.Смешанная экономика (стр.49-50)

3.Централизованно-плановая экономика (51-53)

4.Сущность собственности (75-77)

5.Значение собственности (77-78)

6.Тенденции развития форм собственности(82-83)

7.Частная собственность(79,80)

8.Государственная собственность(80-81)

9.Регулирование прав частной собственности(83-86)

ЛИТЕРАТУРА:

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Экономика – это совокупность средств, объектов, видов экономической деятельности используемых людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых человеку благ.

Деятельность людей осуществляется в определенных условиях, или СРЕДАХ. Главным из них являются две: социальная (общественная) и естественная (географическая).

СОЦИАЛЬНУЮ СРЕДУ жизни людей образуют:

1) отношения собственности;

2) социальное устройство общества.

1. Отношения собственности по-разному влияют на деловую ак­тивность. Общественная «ничейная» собственность не стимулирует активную хозяйственную деятельность. Частная собственность, напротив, побуждает к инициативному, более результативному труду. Однако, с точки зрения социальной, она не во всем хороша. То, что попадает в руки одних, становится недоступным другим. Растет иму­щественное расслоение общества, которое часто приводит к социаль­ной напряженности.

С целью создания благоприятной социальной среды государство часть благ должно оставлять общедоступными: природные богатства, леса, парки, зоны отдыха, заповедники, общественный транспорт, вод­ные ресурсы и т. п.

2. Социальное устройство общества основано на социальном зако­нодательстве. От социального законодательства зависит состояние в стране социального страхования, предполагающего выплату пенсий, по­собий, обслуживание инвалидов, стариков, больных и других категорий нетрудоспособного населения. Об уровне социальной среды общества судят по таким показателям, как жилищно-коммунальные и бытовые условия жизни и труда, возможности для использования свободного времени, уровень здравоохранения, образования, культуры и т. п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: