Формы собственности и предпринимательская деятельность
Материальная и нематериальная сфера экономической деятельности.
Ресурсы естественной среды
Социальные условия жизни.
Т.5. Экономика общества как совокупность видов экономической деятельности
1, 2,5,6,9,10,11, 14
ЛИСТ ЗАДАНИЙ
Вопросы к лекции
Становление различных форм собственности в Украине.
Раньше в СССР общественная собственность была представлена государственной и колхозно-кооперативной, которая перерастала в первую. Произошло отчуждение работника от средств производства. А собственностью владели министерства и ведомства, у которых были свои интересы.
Законодательные акты Украины дают такое определение форм собственности:
- частная собственность граждан: личная собственность, собственность трудового хозяйства, собственность сельского и личного подсобного хозяйства
|
|
- коллективная собственность: собственность арендного предприятия, собственность коллективного предприятия, собственность кооператива, собственность акционерного общества, собственность хозяйственных ассоциаций (объединений), собственность общественных организаций, собственность религиозных организаций.
- государственная собственность: общественная государственная собственность, коммунальная собственность, собственность государственных предприятий.
- собственность совместных предприятий, иностранных граждан и государств.
1. Охарактеризуйте многофакторность экономической системы.
2. Какие существуют классификации экономических систем?
3. Что такое собственность, как экономическая и как юридическая категория?
4. Какие формы собственности вы можете назвать?
5. Назовите формы собственности в Украине и раскройте их специфику.
1.Все пункты плана лекции выносятся в качестве отдельных вопросов на семинарское занятие.
2.Используя экономический словарь, выпишите и выучите следующие термины:
Приватизация -
Реприватизация -
3. Подготовить рефераты на темы:
5. Экономические системы общества.
6. Формы собственности в мире и в Украине.
4. Подготовить доклады, используя материалы учебника:
1.Система свободного рынка (стр.45,46)
2.Смешанная экономика (стр.49-50)
3.Централизованно-плановая экономика (51-53)
4.Сущность собственности (75-77)
5.Значение собственности (77-78)
6.Тенденции развития форм собственности(82-83)
7.Частная собственность(79,80)
8.Государственная собственность(80-81)
9.Регулирование прав частной собственности(83-86)
|
|
ЛИТЕРАТУРА:
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экономика – это совокупность средств, объектов, видов экономической деятельности используемых людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых человеку благ.
Деятельность людей осуществляется в определенных условиях, или СРЕДАХ. Главным из них являются две: социальная (общественная) и естественная (географическая).
СОЦИАЛЬНУЮ СРЕДУ жизни людей образуют:
1) отношения собственности;
2) социальное устройство общества.
1. Отношения собственности по-разному влияют на деловую активность. Общественная «ничейная» собственность не стимулирует активную хозяйственную деятельность. Частная собственность, напротив, побуждает к инициативному, более результативному труду. Однако, с точки зрения социальной, она не во всем хороша. То, что попадает в руки одних, становится недоступным другим. Растет имущественное расслоение общества, которое часто приводит к социальной напряженности.
С целью создания благоприятной социальной среды государство часть благ должно оставлять общедоступными: природные богатства, леса, парки, зоны отдыха, заповедники, общественный транспорт, водные ресурсы и т. п.
2. Социальное устройство общества основано на социальном законодательстве. От социального законодательства зависит состояние в стране социального страхования, предполагающего выплату пенсий, пособий, обслуживание инвалидов, стариков, больных и других категорий нетрудоспособного населения. Об уровне социальной среды общества судят по таким показателям, как жилищно-коммунальные и бытовые условия жизни и труда, возможности для использования свободного времени, уровень здравоохранения, образования, культуры и т. п.