Материальная и нематериальная сфера деятельности

Поскольку блага редки, неизбежной становится конкуренция за их ис­пользование.

Содержанием борьбы является выбор направлений использования ограниченных ресурсов. Если ресурс используется в производстве ка­кого-либо определенного товара, то он «потерян» для других товаров, в производстве которых он мог бы участвовать. Например, если учас­ток земли занят под АЭС, это означает, что на этом участке не выращи­вается свекла, не построен стадион и т. д. Значит, экономика постоян­но сталкивается с необходимостью выбора между альтернативами: увеличение выпуска одних товаров означает сокращение выпуска дру­гих.

Степень удовлетворения потребностей определяется уровнем раз­вития двух сфер: к первой относится материальное производство, ко второй — нематериальное.

В сфере материального производства создаются вещественные цен­ности (промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.) и ока­зываются материальные услуги (транспорт, торговля, бытовое обслужи­вание и т. д.).

В непроизводственной сфере создаются духовные, нравственные и иные ценности и оказываются аналогичные услуги (образование, куль­тура и др.). Обе сферы находятся в состоянии постоянного взаимодействия, кото­рое в современных условиях резко усилилось. Так, высокий уровень раз­вития материального производства в ряде стран позволил им использо­вать в нематериальном производстве большую часть (50-70%) всех работающих в стране. В свою очередь достижения в сфере нематериаль­ного производстве в виде научных открытий, технических изобретений оказывают сильное воздействие на развитие производственной сферы.

Источником удовлетворения потребностей является БЛАГО. Разные авторы по-разному его определяют. Одни из них ограничивают понима­ние блага вещами и предметами. Другие относят к благам не только про­дукты труда, но и плоды природы. Наиболее распространенным являет­ся мнение, определяющее благо как любой положительный эффект. Благоэто любая полезность (предмет, явление, продукт труда), удовлетворяющая определенную человеческую потребность.

Особое место среди благ, необходимых человеку, роль которых воз­растает, занимают УСЛУГИ.

Услуги — это целесообразная деятельность человека, результат кото­рой имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребно­сти человека.

Специфика услуги заключается в том, что она не имеет веществен­ной формы, но является результатом деятельности человека, имею­щим полезный эффект (торговля, банно-прачечное хозяйство, ремонт­ные работы и т. п.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: