Достоинства и недостатки рынка

Функции рынка

Сущность рынка реализуется через его функции.

К основным функ­циям рынка относятся:

- информационная;

- регулирующая;

- посредническая;

- стимулирующая;

- ценообразующая;

- контролирующая.

Информационная функция рынка очень важна, так как она дает воз­можность провести анализ различного рода экономических показате­лей: уровня цен, процентной ставки, доходности, средней заработной платы и т. д. Получение такого рода информации позволяет предпринимателям эффективно организовать бизнес и перестроить структуру производства.

Регулирующая роль состоит в том, что через рынок осуществляется регулирование общественного производства, т. е. решаются проблемы, ЧТО производить, КАК производить, ДЛЯ КОГО производить.

Суть посреднической функции такова: через рынок устанавливается связь производителей и потребителей. Каждый участник рынка явля­ется одновременно и покупателем и продавцом. Он покупает необхо­димые ему для жизни или собственного производства товары, а прода­ет на рынке либо произведенную продукцию, либо имущество, либо рабочую силу.

Значение стимулирующей функции в том, что через рынок происхо­дит учет затрат на производство продукции. Рынок определяет не только то, что нужно произвести, но и то, на какие затраты общество может пойти, чтобы получить данную продукцию. Если затраты очень высоки, то ее не смогут купить, и в дальнейшем она не будет произво­диться. Следовательно, на рынок поступает только та продукция, ко­торая может быть раскуплена по ценам, покрывающим издержки;

Важнейшей функцией рынка является ценообразующая. Цена ко­леблется под влиянием спроса и предложения. Если на рынке коли­чество какого-либо товара превышает спрос на него, то снижается цена, а, следовательно, — производство и предложение данного товара.

Суть контролирующей функции состоит в том, что рынок диффе­ренцирует производителей. В процессе конкуренции выживает только та фирма, у которой затраты на производство продукции меньше ры­ночной цены. В этом случае фирма получит прибыль. Если затраты выше цены, то она понесет убытки. Дифференциация производителей, следовательно, означает развитие эффективных фирм и разорение не­эффективных.

Рынок имеет достоинства и недостатки

Положительными чертами являются:

- гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся услови­ям;

- оперативное использование новых технологий с целью снижения издержек производства и повышения прибыли;

- независимость производителей и потребителей в принятии реше­ний, заключении сделок и т. д.;

- способность удовлетворять разнообразные потребности в необхо­димом количестве и высокого качества.

Негативные стороны рынка касаются, главным образом, социаль­ной сферы:

- рынок не гарантирует права на труд и доход, более того, рыноч­ная система воспроизводит существенное неравенство;

- рынок не создает стимулы для производства товаров и услуг кол­лективного пользования (спорт, образование, здравоохранение и т. п.);

- рынок ориентирован не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: