double arrow

Виды и типы монополий

Монополия - большое предприятие, объединение предприятий, которое производит значительную часть продукции определенного вида, благодаря чему занимает доминирующее положение на рынке, влияет на цены, условия труда, получает монопольную прибыль.

Монополии и их образование.

Антимонопольная практика.

Конкуренция.

Достоинства и недостатки монополизации хозяйства.

Формы монополистических объединений.

Виды и типы монополий.

Монополии и их образование.

ТЕМА 9. МОНОПОЛИЯ И КОНКУРЕНЦИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

1, 5,6,9,10,11, 14,16

ЛИСТ ЗАДАНИЙ

1.Все пункты плана лекции выносятся в качестве отдельных вопросов на семинарское занятие.

2.Используя экономический словарь, выпишите и выучите следующие термины:

Товары-комплементарные-

Товары-субституты-

3. Подготовить рефераты на темы:

11. Рынок: сущность, роль, функции и структура.

12. Теория потребительского поведения и спроса.

13. Потребительский выбор в условиях риска.

4. Подготовить доклад

1.Сущность рынка(стр.117-119)

2.Функции рынка.(стр.119-120)

ЛИТЕРАТУРА:

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Монополия (греч. моно — один, полео — продаю) возникает тогда, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара.

\ Цель монополии — получение максимально возможного дохода посредством контроля над ценой или объемом производства на рынке. Средством достижения цели является монопольная цена, которая обеспечивает прибыль сверх-нормальной.

О монополиях впервые упоминает Аристотель, указывая на выгодность при увеличении имущества захватить какую-либо монополию. В средние века монополию создавало государство во внешней торговле. Их новейшая история начинается в XIX в. во время кризиса 1873 г. Монополия - «дитя кризиса».

Используя доминирующее положение, монополия навязывает контрагенту свои условия, а иногда и обществу. «Что выгодно «Дженерал моторе», то выгодно и для Америки». Причины появления монополий:

1 точка зрения: виновник - государство, которое с одной стороны само создает монополии (административные) и провоцирует на это предпринимателей; с другой стороны своим бездействием оно позволяет создать или использовать монопольные положения, т.е. монополизм - явление случайное, не присущее рыночному хозяйству.

2 точка зрения - определяет процесс образования монополии как закономерный. Образование монополий - логическое завершение рыночной стратегии предпринимателей: все дороги ведут к монополии. Сформулированный Адамом Смитом принцип экономической выгоды заставляет предпринимателя постоянно искать возможности увеличения своих прибылей. Одной из них - достижение монопольного положения.

Причины:

1. Монополистические тенденции в экономике зарождаются законом максимализации прибыли;

2.Закон концентрации производства и капитала. Его движущей силой является конкурентная борьба.

1.Природная - возникает по объективным причинам, в ее основе лежат особенности технологии производства и обслуживания потребителя. Она возникает тогда, когда не желательно много фирм-дистрибьюторов. Пример: энергообеспечение, связь, трубопроводный транспорт.

2. Административная - возникает вследствие действий государственных органов. Либо оно создает монополию (Ост-индская компания в XVIIb.), либо создает организационную структуру, для государственных предприятий - главки, министерства, ведомства (в бывшем СССР).

3. Экономическая - за счет концентрации и централизации капитала (увеличение масштабов предприятия за счет объединения или поглощения других, обанкротившихся).

Теорию монополий разрабатывали: А.Пигу «Экономическая теория благополучия» 1912г., Ленин В.И. «Империализм как высшая стадия капитализма» 1915г., Джон Робинсон «Экономическая теория несовершенной конкуренции», Эдвард Чемберлин «Монополистическая конкуренция» 1933 г.

Виды монополистических состояний

Монополия - «моно» - один, «полео» - продаю

Олигополия - «олигос» - немного продавцов, мало

Монопсония - «псония» - закупка

Олигопсония - мало закупщиков.

Типы монополий:

-монополия отдельного предприятия;

монополия как сговор;

-монополия, которая базируется на дифференциации продуктов (связана со специфическим качеством товара, упаковкой, особенностью обслуживания, местом размещения учреждения). На базе этого формируется преимущество, которое покупатели отдают именно этому товару или услуге.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: