Монополия - большое предприятие, объединение предприятий, которое производит значительную часть продукции определенного вида, благодаря чему занимает доминирующее положение на рынке, влияет на цены, условия труда, получает монопольную прибыль.
Монополии и их образование.
Антимонопольная практика.
Конкуренция.
Достоинства и недостатки монополизации хозяйства.
Формы монополистических объединений.
Виды и типы монополий.
Монополии и их образование.
ТЕМА 9. МОНОПОЛИЯ И КОНКУРЕНЦИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1, 5,6,9,10,11, 14,16
ЛИСТ ЗАДАНИЙ
1.Все пункты плана лекции выносятся в качестве отдельных вопросов на семинарское занятие.
2.Используя экономический словарь, выпишите и выучите следующие термины:
Товары-комплементарные-
Товары-субституты-
3. Подготовить рефераты на темы:
11. Рынок: сущность, роль, функции и структура.
12. Теория потребительского поведения и спроса.
13. Потребительский выбор в условиях риска.
4. Подготовить доклад
1.Сущность рынка(стр.117-119)
2.Функции рынка.(стр.119-120)
ЛИТЕРАТУРА:
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Монополия (греч. моно — один, полео — продаю) возникает тогда, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара.
\ Цель монополии — получение максимально возможного дохода посредством контроля над ценой или объемом производства на рынке. Средством достижения цели является монопольная цена, которая обеспечивает прибыль сверх-нормальной.
О монополиях впервые упоминает Аристотель, указывая на выгодность при увеличении имущества захватить какую-либо монополию. В средние века монополию создавало государство во внешней торговле. Их новейшая история начинается в XIX в. во время кризиса 1873 г. Монополия - «дитя кризиса».
Используя доминирующее положение, монополия навязывает контрагенту свои условия, а иногда и обществу. «Что выгодно «Дженерал моторе», то выгодно и для Америки». Причины появления монополий:
1 точка зрения: виновник - государство, которое с одной стороны само создает монополии (административные) и провоцирует на это предпринимателей; с другой стороны своим бездействием оно позволяет создать или использовать монопольные положения, т.е. монополизм - явление случайное, не присущее рыночному хозяйству.
2 точка зрения - определяет процесс образования монополии как закономерный. Образование монополий - логическое завершение рыночной стратегии предпринимателей: все дороги ведут к монополии. Сформулированный Адамом Смитом принцип экономической выгоды заставляет предпринимателя постоянно искать возможности увеличения своих прибылей. Одной из них - достижение монопольного положения.
Причины:
1. Монополистические тенденции в экономике зарождаются законом максимализации прибыли;
2.Закон концентрации производства и капитала. Его движущей силой является конкурентная борьба.
1.Природная - возникает по объективным причинам, в ее основе лежат особенности технологии производства и обслуживания потребителя. Она возникает тогда, когда не желательно много фирм-дистрибьюторов. Пример: энергообеспечение, связь, трубопроводный транспорт.
2. Административная - возникает вследствие действий государственных органов. Либо оно создает монополию (Ост-индская компания в XVIIb.), либо создает организационную структуру, для государственных предприятий - главки, министерства, ведомства (в бывшем СССР).
3. Экономическая - за счет концентрации и централизации капитала (увеличение масштабов предприятия за счет объединения или поглощения других, обанкротившихся).
Теорию монополий разрабатывали: А.Пигу «Экономическая теория благополучия» 1912г., Ленин В.И. «Империализм как высшая стадия капитализма» 1915г., Джон Робинсон «Экономическая теория несовершенной конкуренции», Эдвард Чемберлин «Монополистическая конкуренция» 1933 г.
Виды монополистических состояний
Монополия - «моно» - один, «полео» - продаю
Олигополия - «олигос» - немного продавцов, мало
Монопсония - «псония» - закупка
Олигопсония - мало закупщиков.
Типы монополий:
-монополия отдельного предприятия;
монополия как сговор;
-монополия, которая базируется на дифференциации продуктов (связана со специфическим качеством товара, упаковкой, особенностью обслуживания, местом размещения учреждения). На базе этого формируется преимущество, которое покупатели отдают именно этому товару или услуге.