Кроме сферы производства обществу необходима совокупность действий, обеспечивающих доведение товара до потребителя.
Область деятельности, связанная с движением экономического продукта от производителей к потребителям, называется сферой обращения.
В сфере обращения продукт переходит из рук продавца в руки покупателя, т. е. меняет собственника.
Посредником, или агентом товарно-денежных отношений, возникающих между первичным собственником товара, продающим его, и вторичным собственником, покупающим товар, является ТОРГОВЛЯ.
Торговля — это деятельность людей по осуществлению товарного обмена и акта купли-продажи.
Операции по купле-продаже товаров не создают продукт, а лишь удовлетворяют потребности общества в реализации товара. Данное обстоятельство дает основание причислить эту деятельность к услуге.
Для осуществления торговой деятельности необходим капитал.
Торговый капитал — это капитал, функционирующий в сфере обращения и обособившийся от промышленного капитала.
|
|
На начальном этапе промышленники сами занимались реализацией своих товаров, что требовало с их стороны дополнительных затрат на создание торговой сети и изучение рынка. Постепенно эти функции перешли к торговым предприятиям, в результате чего торговый капитал стал самостоятельным, обособившись от промышленного.
Характерной особенностью нынешнего этапа является процесс, когда крупные компании с целью контроля над реализацией опять берут в свои руки продажу своей продукции, создавая собственную сбытовую сеть.
Торговля характеризуется не только тем, что она продает, но и тем, как продает.
В зависимости от методов организации различают:
- продажу за наличные деньги;
- продажу за безналичные деньги. В этом случае за покупателя расплачивается банк, становясь тем самым необходимым элементом рыночной инфраструктуры;
-продажу товаров в кредит;
- продажу товаров под залог имущества покупателя;
- товарообменную продажу (бартер).
По признаку объема продаж выделяют оптовую и розничную торговлю. Они различаются также ценами: при продаже товаров оптом.
Цены ниже, чем при продаже в розницу.
Торговую деятельность, направленную на получение дохода за счет выгодной для продавца продажи товара, называют коммерцией.
Сердцевину коммерции составляют торговые операции по купле и последующей продаже, т. е. перепродаже товаров. Для успешной коммерции необходимо соблюдение двух главных условий:
- покупная цена товара должна быть существенно ниже цены, по которой можно продать товар на рынке;
- платежеспособный спрос на данный вид товара должен быть достаточным для того, чтобы продать весь закупаемый товар по цене, превышающей цену его приобретения.
|
|
Торговля осуществляется в магазинах, на аукционах и ярмарках.
Магазин — помещение для хранения и продажи товара.
В магазинах, как правило, производится розничная торговля. В розничной торговле соседствуют крупные торговые монополии с наличием большого числа мелких торговцев.
Первые владеют универсальными и специализированными магазинами, супермаркетами, торговыми центрами и т. п.
Вторые — ларьками, палатками, лавками и т. п.
Производство однородных товаров позволяет вести оптовую торговлю по образцам на аукционах и ярмарках.
Аукцион — это продажа товаров на условиях состязательности между покупателями. Победителем аукциона, получающим право приобретения товара, является покупатель, предложивший более высокую цену. Наряду с внутренними проводятся и международные аукционы: пушной в С.-Петербурге, по продаже племенных лошадей в Москве, по продаже предметов искусства фирмы «Сотби» в Лондоне и др.
Ярмарки — это регулярно, периодически организуемый рынок, который функционирует в определенном месте в установленное время.
Ярмарки возникли в средневековой Европе и первоначально в целях безопасности проводились у стен крепостей и монастырей. Они являлись основной формой торговли. Постоянный круг участников ярмарки и их ограниченное число позволяли всем торговцам иметь четкое представление о ситуации на рынке и строить достоверные предположения об ее изменении.
Различают отраслевые, универсальные, региональные и международные ярмарки. Проведение ярмарок сочетается с организацией научно-технических конференций и симпозиумов. Наиболее крупные ежегодные международные ярмарки проводятся в Париже, Милане, Торонто, Иокогаме, Лейпциге, Вене и других городах.
Биржа (как форма организации, контроля и регулирования рынка известна с XVI в. Первой в мире считается основанная в 1531 г. в Антверпене биржа, на здании которой была надпись: «Для торговых людей всех народов и языков».
Биржа — это рынок оптовой торговли стандартными товарами или рынок операций по купле-продаже валюты, ценных бумаг и рабочей силы.
В зависимости от предмета торгов различают товарные, фондовые (валютные) биржи и биржи труда.
ТОВАРНЫЕ БИРЖИ — это организованный рынок материальных, вещественных объектов: сырья, оборудования, зерна, металла и т. д. Такие биржи называют специализированными. Биржи, на которых представлены разнообразные товары, называются универсальными.
Вопросы к лекции:
1.Какие признаки свойственны рынку?
2. Каким образом реализуется сущность рынка через его функции?
3.Охарактеризуйте достоинства и недостатки рынка.
4. Что входит в структуру и инфраструктуру рынка?
5. Какую роль в рыночной экономике играют торговля и коммерция?