double arrow
Ценообразование. Ценообразование – процесс образования, формирования цен на товары и услуги, характеризуемый, прежде всего методами

Ценообразование – процесс образования, формирования цен на товары и услуги, характеризуемый, прежде всего методами, способами установления цен в целом, относящимся ко всем товарам.

Различают две основные формы ценообразования: рыночное ценообразования на основе взаимодействия спроса и предложения и централизованное ценообразование на основе назначенных цен государственными органами. При затратном ценообразовании в основе формирования цены кладутся издержки производства и обращения.

Очевидно, однако, что цены оказывают активное воздей­ствие на спрос и предложение. Поэтому возникает соблазн «ус­коренного» решения экономических проблем путем прямого назначения цен. Конечно, в экстремальных ситуациях такое управление ценами на короткий срок может быть оправдано, но превращать управление ценами в единственный метод регулирования экономики недопустимо.

Эти два метода регулирования цен и различают «рыноч­ную» и «административную» экономику: первой присуще пре­имущественно опосредованное воздействие на цены, второй — прямое.

Современная экономическая теория, получив в наследство этот почти двухвековой спор, не оставляет надежды синтези­ровать оба фундаментальных подхода к ценообразованию, со­вместив в цене «объективность» (стоимость) и «субъективность» (полезность) товара.

В рыночной экономике цена выполняет три функции.Во-первых, она дает информацию, ориентирующую действия по­купателей и продавцов. Во-вторых, стимулирует наиболее экономичный способ производства и наиболее рациональное по­ведение спроса. И, в-третьих, через цену происходит главное в рыночной экономике — распределение доходов между ее участ­никами.




ФАКТОРЫ И МЕТОДЫ РЫНОЧНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

п/п Факторы рыночного ценообразования
1. Стоимость товара
2. Соотношение спроса и предложения, основанное, прежде всего на потребительской стоимости товара. (Величина отклонений цены товара устанавливается прямо пропорционально зависимости от соответственных значений предложения товара относительно спроса на него).
3. Фактор развития инфляции. Инфляция вызывает рост цен не все товары.
4. Теория « граничной продуктивности факторов производства». Рассматривается уча­стие в формировании стоимости товара всех факторов производственного процесса -капитала, труда и земли (природных факторов), т. е. участие каждого из факторов производства в формировании стоимости определяется « граничным продуктом ». Последний показывает, какую именно часть производимого продукта (его стоимости) можно создать при помощи фиксированного дополнительного количества отдельного фактора при неизменном значении других.
5. Теория « граничной полезности ». Воздействие психологических факторов, субъектив­ной оценки полезности товара на ценообразование. Зависимость конечной рыночной цены товара от потребителя и тех экономических условий, при которых осуществляется купля-продажа. Предельность ресурсов и доходов играет роль дополнительного фактора движения цены товара. При ограничении ресурсов « граничная полезность » де­фицитного товара повышается в условиях конкуренции покупателей и вырастает его относительная ценность для потребителя, соответственно, вырастает и цена. « Низкая граница» доходов уменьшает « граничную полезность », устанавливает рамки потреб­ления путем установления цены и потребительской стоимости товаров соответственнок платежеспособному спросу. Т. е. теория « граничной полезности » делает акцент на потребительской стоимости товара как факторе ценообразования.
Методы рыночного ценообразования
| МЕТОД СУЩНОСТЬ МЕТОДА
« Себестоимость и прибыль » Метод, по которому рыночная цена определяется двумя количественны ми параметрами: себестоимостью производства товара плюс средней величиной прибыли.
« Контрольной точки » В основе этого метода лежит функция Кобба - Дугласа. Анализ реализации конечного продукта зависит от величины прибыли и себестоимос­ти объема производства, соотношения спроса и предложения.
«Определение показателя ценовой эластичности » При помощи этого метода определяют показатель ценовой эластичности, т. е. получают количественное выражение возможного диапазона колебания рыночных цен в зависимости от динамики объема спроса на товар
«потребительской стоимости » При помощи экспертных оценок потребительских стоимостей товара определяют ценовую политику на рынке определенного товара

Вопросы и задания к лекции.



1.Какова экономическая природа спроса и предложения?

2. Назовите объективные и субъективные факторы, определяющие спрос и предложение.

3. Графически проиллюстрируйте эластичность спроса и предложения.

4. Опишите график равновесия спроса и предложения.

5. Какие формы свойственны ценообразованию?






Сейчас читают про: