Классификация речевых нарушений
Речевое расстройство квалифицируется с учетом двух классификаций: психолого-педагогический и клинико-педагогической.
Клинико-педагогическая классификация:
В её основе учет следующих критериев:
- характер поражения речевого аппарата (органический или функциональный)
- нарушенный отдел речевого аппарата (центральный или периферический)
- степень нарушения речи (частичное расстройство или отсутствие речи)
- нарушение устной или письменной речи
- нарушение экспрессивной (говорение) или импрессивной (понимание) речи
- нарушение того или иного компонента речевой функциональной системы (фонетический, фонематический, лексический, грамматический)
В соответствии с этим выделяют следующие группы нарушений речи:
l. Нарушение устной речи:
Нарушение может касаться:
- голосообразования (фонации)
- темпоритмической организации речи
- интонационномелодической стороны речи
- произносительной стороны речи
- произносительной стороны речи
|
|
В соответствии с этим выделяют:
А. Дисфония (афония) – частичное расстройство (или отсутствие) голоса, связанное с изменениями его силы, высоты, тембра. Может иметь как органический, так и функциональный характер, как центральный, так и периферический.
Б. Тахилалия – патологически укоренный темп речи, имеет центральноорганическое происхождение.
В. Брадилалия – патологически замедленный темп речи, имеет центральноорганическое происхождение.
Г. Дислалия – это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации мышц речевого аппарата. Нарушение звукопроизношения обусловлено либо аномалиями строения органов артикуляции (механическая дислалия), либо несформированностью фонематического восприятия и дифференциации фонем, либо неблагоприятными условиями развития речи ребенка (функциональная дислалия)
Д. Ринолалия – нарушение звукопроизношения и патологическое изменение тембра голоса в следствии неправильного участия носовой полости в процессе речеобразования.
Выделяют следующие формы:
- Открытая - по тем или иным причинам проход для выдыхаемой воздушной струи в носовую полость всегда остается открытым, в результате чего все звуки речи приобретают носовой оттенок, а тембр голоса становится гнусавым (назализованным).
- Закрытая – по тем или иным причинам проход для выдыхаемой воздушной струи в носовую полость всегда остается закрытым. Звуки н, м, н’, м’ – либо произносятся с ротовым оттенком, либо заменяются на ротовые – м -> б, н -> д. Тембр голоса становится глухим, мертвенным, напоминает голос при насморке.
|
|
- Смешанная – комбинация из открытой и закрытой ринолалии.
Е. Дизартрия – это нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи (интонации, мелодики, паузации, темпа, ритма, словесного и логического ударения). Следствие органической недостаточности иннервации мышц речевого аппарата. Это расстройство речи центральноорганического генеза. В зависимости от локализации очага поражения выделают следующие формы дизартрии:
- бульбарная
- псевдобульбарная
- мозжечковая
- корковая
- экстрапирамидная
Ж. заикание – это нарушение темпоритмической организации речи в следствии, судорожного состояния мышц речевого аппарата.