Нарушение внешнего оформления высказывания

Классификация речевых нарушений

Речевое расстройство квалифицируется с учетом двух классификаций: психолого-педагогический и клинико-педагогической.

Клинико-педагогическая классификация:

В её основе учет следующих критериев:

- характер поражения речевого аппарата (органический или функциональный)

- нарушенный отдел речевого аппарата (центральный или периферический)

- степень нарушения речи (частичное расстройство или отсутствие речи)

- нарушение устной или письменной речи

- нарушение экспрессивной (говорение) или импрессивной (понимание) речи

- нарушение того или иного компонента речевой функциональной системы (фонетический, фонематический, лексический, грамматический)

В соответствии с этим выделяют следующие группы нарушений речи:

l. Нарушение устной речи:

Нарушение может касаться:

- голосообразования (фонации)

- темпоритмической организации речи

- интонационномелодической стороны речи

- произносительной стороны речи

- произносительной стороны речи

В соответствии с этим выделяют:

А. Дисфония (афония) – частичное расстройство (или отсутствие) голоса, связанное с изменениями его силы, высоты, тембра. Может иметь как органический, так и функциональный характер, как центральный, так и периферический.

Б. Тахилалия – патологически укоренный темп речи, имеет центральноорганическое происхождение.

В. Брадилалия – патологически замедленный темп речи, имеет центральноорганическое происхождение.

Г. Дислалия – это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации мышц речевого аппарата. Нарушение звукопроизношения обусловлено либо аномалиями строения органов артикуляции (механическая дислалия), либо несформированностью фонематического восприятия и дифференциации фонем, либо неблагоприятными условиями развития речи ребенка (функциональная дислалия)

Д. Ринолалия – нарушение звукопроизношения и патологическое изменение тембра голоса в следствии неправильного участия носовой полости в процессе речеобразования.

Выделяют следующие формы:

- Открытая - по тем или иным причинам проход для выдыхаемой воздушной струи в носовую полость всегда остается открытым, в результате чего все звуки речи приобретают носовой оттенок, а тембр голоса становится гнусавым (назализованным).

- Закрытая – по тем или иным причинам проход для выдыхаемой воздушной струи в носовую полость всегда остается закрытым. Звуки н, м, н’, м’ – либо произносятся с ротовым оттенком, либо заменяются на ротовые – м -> б, н -> д. Тембр голоса становится глухим, мертвенным, напоминает голос при насморке.

- Смешанная – комбинация из открытой и закрытой ринолалии.

Е. Дизартрия – это нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи (интонации, мелодики, паузации, темпа, ритма, словесного и логического ударения). Следствие органической недостаточности иннервации мышц речевого аппарата. Это расстройство речи центральноорганического генеза. В зависимости от локализации очага поражения выделают следующие формы дизартрии:

- бульбарная

- псевдобульбарная

- мозжечковая

- корковая

- экстрапирамидная

Ж. заикание – это нарушение темпоритмической организации речи в следствии, судорожного состояния мышц речевого аппарата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: