Нарушение внутреннего (структурносемантического) оформления высказывания

А. Алалия – это отсутствие или недоразвитие речи в следствии органического поражения корковых речевых зон в перинатальный, натальный и ранний постнатальный периода развития до 3х лет (до формирования речи). При алалии нарушаются все компоненты речевой функциональной системы (фонетический, фонематический, лексический, грамматический). Выделяют два основных типа алалии:

- моторная (экспрессивная)

- сенсорная

Б. Афазия – эра распад или утрата уже сформировавшейся речи в следствии локального поражения головного мозга (после 3х лет). Формы афазии (в зависимости от локализации очага поражения)

- сенсорная акустико-гностическая (поражение зоны Вернике)

- сенсорная акустико-мнестическая (поражение средне височных отделов коры головного мозга)

- семантическая (поражение зоны ТПО)

- афферентная моторная (поражение постцентральных отделов коры головного мозга)

- эфферентная моторная (поражение премоторных отделов (зоны Брока)

- динамическая (поражение области кпереди от зоны Брака)

ll. Нарушение письменной речи:

1. Дисграфия (аграфия) – это частичное расстройство (отсутствие) процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся, специфических ошибках, обусловленное несформированностью высших психических функций обеспечивающих процесс письма.

В современной классификации, разработанной сотрудниками кафедры логопедии РГПУ им. Герцена (70-80 годы ХХ века) выделяется 5 форм дисграфии:

- артикуляторно-акустическая (фонематическая)

- акустическая (дисграфия на почве нарушения фонематического распознавания)

- дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

- аграмматическая (нарушение морфологических и синтаксических обобщений)

- оптическая – обусловлена наруешнием зрительного гнзиса и оптико-пространственных функций проявляющиеся в замене оптически сходных букв (п-т, л-м, в-д, и-ш, Е-З и т. д.). Также изменяется количество элементов букв, искажается образ буквы.

Дисграфические ошибки отличаются стойкостью, повторяющимся характером и их следует отличать от орфографических.

2. Дислексия – частичное специфическое расстройство чтения, проявляющееся в стойких повторяющихся специфических ошибках и обусловленное несформированностью высших психических функций, обеспечивающих процесс чтения.

В классификации Лалаевой Р. И. выделяется шесть форму дислексии:

- оптическая

- аграмматическая

- фонематическая

а. обусловленная недоразвитием функции фонематического восприятия и дифференциации звуков

б. обусловленная нарушением анализа и синтеза (пропуск, перестановка, добавление букв при чтении)

- семантическая - нарушение понимание прочитанного

- мнестическая – связана с запоминанием образа буквы

- тактильная (у лиц с патологией зрения читающих по Браэлю)

Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений

Она была разработана Левиной Р. Е. в 1968 году для удобства комплектования групп детей в дошкольных образовательных учреждений. В ее основе лежит симптоматический подход учитывающий общность внешних проявлений при различных формах речевой патологии.

Выделяют две группы речевых нарушений:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: