А. Алалия – это отсутствие или недоразвитие речи в следствии органического поражения корковых речевых зон в перинатальный, натальный и ранний постнатальный периода развития до 3х лет (до формирования речи). При алалии нарушаются все компоненты речевой функциональной системы (фонетический, фонематический, лексический, грамматический). Выделяют два основных типа алалии:
- моторная (экспрессивная)
- сенсорная
Б. Афазия – эра распад или утрата уже сформировавшейся речи в следствии локального поражения головного мозга (после 3х лет). Формы афазии (в зависимости от локализации очага поражения)
- сенсорная акустико-гностическая (поражение зоны Вернике)
- сенсорная акустико-мнестическая (поражение средне височных отделов коры головного мозга)
- семантическая (поражение зоны ТПО)
- афферентная моторная (поражение постцентральных отделов коры головного мозга)
- эфферентная моторная (поражение премоторных отделов (зоны Брока)
- динамическая (поражение области кпереди от зоны Брака)
ll. Нарушение письменной речи:
1. Дисграфия (аграфия) – это частичное расстройство (отсутствие) процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся, специфических ошибках, обусловленное несформированностью высших психических функций обеспечивающих процесс письма.
В современной классификации, разработанной сотрудниками кафедры логопедии РГПУ им. Герцена (70-80 годы ХХ века) выделяется 5 форм дисграфии:
- артикуляторно-акустическая (фонематическая)
- акустическая (дисграфия на почве нарушения фонематического распознавания)
- дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
- аграмматическая (нарушение морфологических и синтаксических обобщений)
- оптическая – обусловлена наруешнием зрительного гнзиса и оптико-пространственных функций проявляющиеся в замене оптически сходных букв (п-т, л-м, в-д, и-ш, Е-З и т. д.). Также изменяется количество элементов букв, искажается образ буквы.
Дисграфические ошибки отличаются стойкостью, повторяющимся характером и их следует отличать от орфографических.
2. Дислексия – частичное специфическое расстройство чтения, проявляющееся в стойких повторяющихся специфических ошибках и обусловленное несформированностью высших психических функций, обеспечивающих процесс чтения.
В классификации Лалаевой Р. И. выделяется шесть форму дислексии:
- оптическая
- аграмматическая
- фонематическая
а. обусловленная недоразвитием функции фонематического восприятия и дифференциации звуков
б. обусловленная нарушением анализа и синтеза (пропуск, перестановка, добавление букв при чтении)
- семантическая - нарушение понимание прочитанного
- мнестическая – связана с запоминанием образа буквы
- тактильная (у лиц с патологией зрения читающих по Браэлю)
Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений
Она была разработана Левиной Р. Е. в 1968 году для удобства комплектования групп детей в дошкольных образовательных учреждений. В ее основе лежит симптоматический подход учитывающий общность внешних проявлений при различных формах речевой патологии.
Выделяют две группы речевых нарушений: