| Наименование метода и сфера применения | Содержание метода | Методика расчета |
| Метод удельной цены. Используется для ориентировочных оценок во избежание грубых ошибок. | Основан на формировании цен по одному из главных параметров качества товара. | Удельная цена рассчитывается как частное от деления цены на основной параметр качества товара. |
| Метод баллов. Применяется при формировании цен на товары, параметры которых разнообразны и не поддаются непосредственному количественному соизмерению. | Основан на использовании экспертных оценок значимости параметров товаров по следующему алгоритму: а) Отбор основных параметров. б) Начисление баллов по каждому параметру. 1. в) Суммирование баллов по базовому и исходному товару. 2. г) Расчет цен на товары по соотношению суммарных баллов. | Цена на новый товар ( ) определяется по формуле
,
где
− цена базисного товара;
− балльная оценка i-го параметра нового товара;
− балльная оценка i-го параметра базисного товара (эталона).
|
| Метод регрессии. Позволяет моделировать изменение цен в зависимости от совокупности их параметров, строго определять аналитическую форму связи, а также использовать уравнение регрессии для определения цен товаров, входящих в данный параметрический ряд. | Состоит в определении эмпирических формул (регрессионных уравнений) зависимости цен от величины нескольких основных параметров качества в рамках параметрического ряда товаров. | Цена выступает как функция от параметров:
,
где − основные параметры качества товара.
|
Рассмотренные методы применяются при формировании цены фирмы. Оптовая и розничная цена товара формируются по следующей схеме (рис.5.1):

Рис. 5.1. Формирование оптовой и розничной цен.
Цена продажи может отличаться от оптовой цены на величину скидок и приплат.
Скидки бывают:
- постоянным покупателям;
- за объем покупки;
- дилерские скидки;
- сезонные скидки;
- скидки на экспортную продукцию.
Приплаты: открытые и тайные.
Открытые приплаты – устанавливаются за выполнение индивидуального заказа покупателя.
Тайные приплаты – неоправданное увеличение затрат с целью дачи взятки.
Пример. Расчет цены методом прямых затрат.
Предприятие производит и реализует продукцию одного вида в количестве 1000 штук. Цена реализации изделия – 60 руб., полная себестоимость – 56 руб. Маркетинговые исследования показали, что можно увеличить объем реализации на 10% - до 1100 штук изделий при незначительном снижении цены. Поскольку производственные мощности позволяют увеличить объем выпуска, необходимо определить, насколько экономически выгодно фирме снизить цену – на 1 руб. или на 2 руб.
Расчет прибыли от увеличения объема производства на 100 штук изделий и снижения цены на 1 руб. и 2 руб. представлен в таблице, при условии, что постоянные затраты составляют 30%, а переменные – 70% от себестоимости. Данные таблицы свидетельствуют, что при объеме продаж 1100 штук и цене 58 руб. за штуку прибыль фирмы уменьшилась на 120 руб. (разность 3880 руб. – 4000 руб.), а при цене 59 руб. за 1 штуку – увеличилась на 980 руб. (разность 4980 руб. – 4000 руб.) по сравнению с первоначальным вариантом.
Таблица 5.4
) определяется по формуле
,
где
− цена базисного товара;
− балльная оценка i-го параметра нового товара;
− балльная оценка i-го параметра базисного товара (эталона).
,
где
− основные параметры качества товара.






