Поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах

Особенности рынка олигополии

Олигополия

Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. В большинстве стран почти все отрасли тяжелой промышленности (металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др.) имеют именно такую структуру. Основные черты олигополистического рынка:

– несколько крупных фирм в отрасли (имеющих наибольший вес суммарного оборота) и множество мелких фирм, производящих однородную (например, цементная, нефтяная промышленность) или дифференцированную продукцию (например, в автомобилестроении);

– высокие барьеры для входа в отрасль (напр., высокая стоимость заводов) и преграды в доступе к информации;

– взаимозависимость фирм друг от друга, т.е. фирмы в отрасли должны считаться с реакцией своих конкурентов, когда устанавливают цены, объем продаж, осуществляют рекламу и т.д.

– цена устанавливается на основе предполагаемой ценовой политики других фирм, цены меняются очень редко, но, как правило, на несколько порядков;

– фирма действует в условиях высокой неопределенности;

– фирмы на этом рынке могут конкурировать, сговариваться (тайный и явный сговор) и приспосабливаться.

Единой теории олигополии не существует. Однако экономистами разработан ряд моделей (модель Курно, ломаная кривая спроса, лидерство в ценах, игровая модель).

Модель Курно (1838 г) основывается на следующих допущениях (краткосрочный период):

- на рынке присутствуют только две фирмы X и Y (дуополия), совершенно одинаковые и производящие однородную продукцию;

- каждая фирма признает цену и объем выпуска продукции конку­рента неизменными, а затем принимает свое решение.

- предельные издержки обеих фирм постоянны (кривая MC горизонтальна).

Задача фирмы состоит в том, чтобы определить собственный размер производства, сообразуясь с решением конкурента как с данностью. На рис. 8.9 показано, каким было бы поведение фирмы в таких условиях.

Допустим вначале, что фирме X известно, что ее конкурент не собирается ничего выпускать. В этом случае фирма X фактически является монополией. Кривая спроса на ее продукцию (D0) совпадает с кривой спроса всей отрасли. Соответственно кривая предельного дохода займет некоторое положение (MR0). Пользуясь правилом MC=MR, фирма X установит оптимальный для себя объем производства (50 ед., рис. 8.9).

Рис. 8.9. Поведение фирмы-дуополиста в краткосрочном периоде   Рис. 8.10. Равновесие Курно в долгосрочном периоде

Рассмотрим случай, если фирме X станет известно, что ее конкурент сам намерен выпустить 50 ед. продукции. На первый взгляд может показаться, что тем самым он исчерпает весь объем спроса и вынудит фирму X отказаться от производства. Однако это не так. Если фирма X установит на свою продукцию цену Р1, то спроса на нее действительно не будет: те 50 ед., которые рынок готов принять по этой цене, уже поставлены фирмой Y. Но если фирма X установит цену Р2, то общий спрос рынка составит 75 ед. (см. кривую спроса отрасли D0). Поскольку фирма Y предлагает только 50 ед., то на долю фирмы X останется 25 ед. (75–50 = 25). При цене Р3 общий спрос составит 100 ед., на долю фирмы X придется 50 ед. продукции (100–50 = 50).

Перебирая разные возможные уровни цен, можно получать и разные уровни потребности рынка в продукции фирмы X. Это значит, что на продукцию фирмы X сформируется новая кривая спроса (D1) и соответственно новая кривая предельного дохода (MR1). Используя правило MC=MR, можно определить новый оптимальный объем производства (25 ед., рис. 8.9).

Модель Курно позволяет сделать важные экономические выводы.

1.Объем производства при олигополии (Qolig) больше уровня, который установился бы при чистой монополии (QM), но меньше, чем сложился бы при совершенной конкуренции (QК):

QM < Qolig < QК (в нашем случае 50 < 75 < 100).

2. Цены при олигополии (Polig) ниже монополистических (PM), однако превышают конкурентные (PК):

PM > Polig > PК (в нашем случае P1 > P2 > P3).

Ограничивая производство и завышая цены, монополия оставляет неудовлетворенной часть рыночного спроса. Этот остаток и служит рынком сбыта для второго дуополиста (а также третьего и т. д. конкурентов, если перейти к многофирменной олигополии), позволяя ему выпустить дополнительную продукцию, если, конечно, его цены будут ниже монопольного уровня.

3. Суммарные олигополистические прибыли обоих дуополистов окажутся ниже тех прибылей, которые на том же рынке получила бы единственная фирма-монополист: PFM > PFolig > 0.

4. Для любого олигополиста объем рынка не является постоянной величиной, а прямо зависит от решений конкурентов.

Рассмотрим поведение фирм-олигополистов в долгосрочном периоде (рис. 8.10).

Размеры выпуска продукции фирмой X изображены как кривая реакции на объем производства фирмы Y: Q Х =f(Q Y ). Аналогичным образом выпуск продукции фирмой Y представлен как функция реакции от объема производства фирмы X: Q Y =f(Q X ).

Посмотрим, смогут ли обе фирмы установить взаимоприемлемые объемы производства? Так, если фирме Y известно, что она собирается выпустить 75 ед. продукции, то фирма X примет решение о выпуске 12,5 ед. (точка А, рис. 8.10). Но если фирма X действительно выпустит 12,5 ед., то, фирма Y в соответствии со своей кривой реакции должна выпустить не 75, а 42,5 ед. (точка В). Но такой уровень выпуска продукции конкурентом вынудит фирму X выпустить не 12,5 ед., как она собиралась, а 29 ед. (точка С) и т. д.

Заметим, что уровень производства, устанавливаемый фирмой исходя из сложившегося размера производства конкурента, каждый раз оказывается таким, что заставляет последнего пересмотреть его. Это вызывает новую корректировку объема производства первой фирмы, что в свою очередь снова изменяет планы второй, т. е. ситуация является неустойчивой, неравновесной.

В точке О (пересечение кривых реакции обеих фирм) равновесие устойчиво. В нашем примере, фирма X выпускает 33,3 ед., исходя из того, что конкурент выпустит столько же. А для последнего выпуск 33,3 ед. действительно является оптимальным. Каждая из фирм выпускает объем продукции, максимизирующий ее прибыли при данном объеме производства конкурента. Ни одной из фирм не выгодно менять объем производства, следовательно, равновесие устойчиво. Это равновесие получило название равновесие Курно –такое сочетание объемов выпуска каждой из фирм, при котором ни у одной из них нет стимулов для изменения своего решения: прибыль каждой фирмы максимальна при условии, что конкурент сохранит данный объем выпуска.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: