Понятие дохода фирмы и его виды

Совокупный доход (валовой доход, выручка от реализации) (TR - Total Revenue) - это произведение цены (Р) на количество проданной продукции (Q):

TR = P ´ Q (6.6)

Подобно тому, как потребитель стремится к максимизации полезности, фирма-производитель стремится к максимизации прибыли. Прибыль (Pr - Profit) – финансовый результат функционирования фирмы, разность между полученным доходом (TR) и издержками производства (TC):

Pr = TR – TC (6.7)

Поведение фирмы, стремящейся к максимизации прибыли, вомногом зависит от структуры рынка, на котором она функционирует (рынок совершенной или несовершенной конкуренции). Доход фирмы, функционирующей на рынке совершенной конкуренции, всецело зависит от выбранного ею объема производства и изменяется пропорционально изменению выпуска продукции, в то же время доход фирмы, реализующей свою продукцию на рынке несовершенной конкуренции, зависит как от выбранного объема производства, так и от цены. Фирма-монополист для того чтобы продать больше продукции, вынуждена снижать цену, поэтому совокупный доход фирмы по мере увеличения объема продаж сначала растет, затем начинает снижаться. Графически совокупный доход фирмы совершенного конкурента представляет собой прямую, восходящую из начала координат, неконкурентной фирмы (монополиста) - параболу, вершина которой характеризует максимальный совокупный доход, получаемый фирмой (рисунок 6.6).

Средний доход (АR) – доход, получаемый на единицу проданной продукции:

AR = TR: Q (6.8)

Очевидно, что средний доход фирмы равен цене продукта:

AR = (P Q): Q = P (6.9)

Так как для конкурентной фирмы цена - величина данная и средний доход представляет собой постоянную величину, то кривая среднего дохода - горизонтальная линия, а поскольку неконкурентная фирма для увеличения объема продаж вынуждена снижать цену, то кривая ее среднего доходапредставляет собой нисходящую линию с отрицательным наклоном.

Рисунок 6.6 - Совокупный доход фирмы совершенного конкурента (а)
и неконкурентной фирмы (монополиста) (б)

Так как для конкурентной фирмы цена - величина данная и средний доход представляет собой постоянную величину, то кривая среднего дохода - горизонтальная линия, а поскольку неконкурентная фирма для увеличения объема продаж вынуждена снижать цену, то кривая ее среднего доходапредставляет собой нисходящую линию с отрицательным наклоном.

Предельный доход (МR) характеризует прирост совокупного дохода при увеличении объема производства на единицу:

MR = DTR: DQ (6.10)

Если объем производства изменяется на единицу, то предельный доход равен разности между данным и предыдущим совокупным доходом:

MR = TRn – TR(n-1) (6.11)

Предельный доход конкурентной фирмы равен среднему доходу и цене, т.е.

MR = AR = P (6.12)

Для конкурентной фирмы кривая спроса, кривая предельного дохода и кривая среднего дохода совпадают. Они представляют собой одну и ту же горизонтальную линию, проведенную на уровне, соответствующемценепродаваемого товара (рисунок 6.7).

Рисунок 6.7 - Кривая спроса, кривая предельного дохода и кривая

среднего дохода совпадают для конкурентной фирмы

Предельный доход неконкурентной фирмы меньше среднего дохода (цены), т.е. MR < P. Подобное соотношение между предельным доходом и ценой объясняется следующим образом. Чтобы продать дополнительную единицу продукции, фирма вынуждена снизить на нее цену, но фирма не может продавать одинаковую продукцию по разным ценам, поэтому она вынуждена снизить цены и на все предыдущие единицы. В результате за счет дохода, полученного от продажи дополнительной единицы продукции, фирма должна покрыть убытки от снижения цен на предыдущие единицы.

В условиях несовершенной конкуренции предельный доход фирмы равен цене дополнительной единицы продукции за вычетом убытков, возникающих в результате снижения цены предыдущих единиц. Поскольку для продажи большего количества товара фирме приходится снижать цену, кривая её среднего дохода будет наклонена вниз, а кривая предельного дохода окажется ниже кривой среднего дохода (рисунок 6.8).

 
 


Рисунок 6.8 - Кривая предельного дохода и кривая

среднего дохода для неконкурентной фирмы

Снизив цену, фирма получает некий выигрыш за счет увеличения объема продаж (совокупный доход возрос), но одновременно фирма несет и определенные потери (теперь продукция продается по более низкой цене), поэтому общий доход от продажи дополнительной единицы продукции оказывается меньше цены.

Если спрос эластичен, то предельный доход неконкурентной фирмы положителен, если спрос неэластичен, то предельный доход отрицателен.

При объеме выпуска, для которого эластичность спроса равна единице, предельный доход равен нулю, а совокупный доход максимален.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: