Натурфилософский период

Общая характеристика Античной философии.

Античная философия

план.

1. Общая характеристика Античной философии.

2. Натурфилософский период.

3. Классический период.

4. Эллинистический период.

5. Римский период.

Античную философию. Которая была целостным явлением в истории философии, можно разделить на ряд периодов.

Первый период античной философии (VI в. до н.э.) – период ее зарождения из мифологического мировоззрения. Обычно его называют натуралистическим или досократовским, а философов – досократиками. В пределах этого периода выделяют ранних натурфилософов (Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Пифагор, Ксенофан, Парменид) и поздних натурфилософов (Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит).

Второй период (V – IV в. до н.э.) – период классической философии, который является главным и наиболее сложным. Начало этого периода обозначено деятельностью софистов и Сократа, являющихся родоначальниками субъективистско-антропологической тенденции в философии. В IV в. Платон вводит понятие «идея» и открывает сверхчувственный, феноменальный мир. Аристотель создал категориальный аппарат философии и сформулировал основные философские проблемы. Аристотелем завершается этот период.

Третий период (кон. IV в. до н.э. – II – I в. до н.э.) – эллинистическая философия. Это эпоха распространения греческой культуры как на Восток, так и на Запад – на Рим. Представлен этот период такими течениями, как эпикурейство (Лукреций Кар), скептицизм и стоицизм (Сенека, Марк Аврелий).

Последний период в истории античной философии (I в. до н. э. – V–VI в. н.э.) – философия Римской империи. Развитие философии проходит под влиянием сначала стоицизма, затем неоплатонизма. В этот период происходит формирование начала христианской философии.

Разгон императором Юстинианом в 529 г. философских школ в Афинах и, прежде всего Академии Платона, знаменует конец античной философии.

Спецификой философии первого этапа является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Основным вопросом становится вопрос о происхождении мира. Эта первосубстанция чаще всего отождествлялась с природной стихией.

Родоначальник греческой философии Фалес (625 – 547 гг. до н. э.) полагал, что все существующее возникло из единого, вечного начала – воды, которое он наделял одушевленностью. У Анаксимена (588 – 525 гг. до н.э.) таким первоначалом является воздух. Последователь и ученик Фалеса Анаксимандр (610 – 546 гг. до н.э.) высказывал блестящую идею об «апейроне» как начале мироздания.. Апейрон – это нечто неопределенное, вечное и бесконечное, постоянно находящиеся в движении, первовещество.

Одним из наиболее крупных философских учений раннегреческой философии является учение Гераклита Эфесского (род. ок. 544 г. до н. э.). Главный его философский труд – «О природе». В качестве субстанционного начала всего сущего у Гераклита выступает огонь – подвижная, динамическая стихия. Гераклит исходит из идеи абсолютной изменчивости миропорядка, подвижной природы бытия. «Все течет, все изменяется, нет ничего неподвижного», «на входящего в реку текут все новые и новые воды», «в одну и ту же реку нельзя войти дважды».

Несмотря на определенную ограниченность, наивность, стихийный характер высказанных идей, философское учение Гераклита является одним из лучших достижений древнегреческой культуры.

Ярким примером эзотерического знания и мистического стиля философствования является философия Пифагора (II пол. VI – нач. V вв. до н.э Он основал свою школу – Пифагорейский союз. Субстанцией всех вещей по мнению Пифагора является число, которое характеризуется пространственностью, телесностью.

Число – это то, что рождается и живет в душе. Оно составляет основу нашего разума.

Математическая модель космоса, предложенная пифагорейцами, отражает рационалистический характер древнегреческой философской традиции.

Важнейшую роль в рационализации знания сыграла Элейская школа Парменида, Зенона, Ксенофана (нач. VI в. до н. э.). Заслугой элеатов в истории философии стала постановка проблемы бытия. Позиция Парменида выражена в его известном афоризме: «бытие есть, небытия нет, ибо небытие невозможно ни познать (ведь оно непостижимо), ни высказать». Бытие вечно и неизменно, едино и подлинно, бытие познать можно только разумом, чувствами его познать нельзя. Парменид приходит к выводу о том. Что мышление и бытие одно и то же.

Важный вклад в разработку онтологического подхода к решению философских проблем внес атомизм ЛевкиппаДемокрита (460 – 370 до н.э.).

«Атом» - «нерассекаемое», «неразделимое». Это наименьшая, далее не делимая частица, их нельзя увидеть, о них можно только мыслить. Атомов бесчисленное множество и они разделены пустотой. Пустота – это непознаваемое небытие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: