Философия нового времени и эпохи просвещения.
Социально-исторические основания эпохи Возрождения. Особенности развития философской мысли в эпоху Возрождения.
Начиная с 15 в. происходит целый ряд изменений в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы, знаменующих начало новой эпохи – эпохи Возрождения.
Социально-экономические изменения сопровождались существенными изменениями в умонастроениях. Эти перемены во многом были связаны с процессом секуляризации (освобождение от религии, переход от религиозности к светскости), происходившим во всех областях социальной жизни. Самостоятельность по отношению к церкви обретают не только экономическая и политическая жизнь, но и наука, искусство, философия. Этот процесс происходит вначале очень медленно и по-разному протекает в разных странах Европы.
Новая эпоха – это возрождение античной культуры, античного образа жизни, способа мышления и чувствования, откуда идет и само название «Ренессанс». Хотя Возрождение и противопоставляет себя средневековому христианству, но оно возникло как итог развития средневековой культуры, потому несет черты, не свойственные античности.
|
|
Отличительная черта эпохи Возрождения – ориентация на искусство. Если в центре внимания античности был космос, в средние века – Бог, то в эпоху Возрождения в центре внимания – человек – антропоцентризм, гуманизм. Возникает идея пантеизма, т. е. Бог утрачивает свой трансцендентный, внеприродный характер, он как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется.
Основой таких перемен явились новые философские концепции.
Николо Кузанский (1401 - 1464), Н. Коперник (1473-1543), разработка Г.Галилей (1564-1642), Джордано Бруно (1548 – 1600), Пико делла Мирандола (1463 - 1494), Томас Мор (1478-1535), Томмазо Кампанелла (1568-1639)
Таким образом, в эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы, выступая как натурфилософия, что меняло взгляды людей на мир и положение в нем человека.
План.
1. Специфика новоевропейской цивилизации.
2. Философия Нового времени. Эмпиризм и рационализм.
3. Демократические идеалы философии Просвещения.
17 век период в развитии философии, который принято называть философией нового времени. Начавшийся еще в эпоху Возрождения процесс разложения феодального общества расширяется и углубляется в 17 веке.
В Европе начинает утверждаться новый способ производства. Это период великих буржуазных революций. Развитие нового – буржуазного – общества порождает изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором такого изменения общественного сознания оказывается наука, и, прежде всего, экспериментально-математическое естествознание. 17 век нередко называют эпохой научной революции.
|
|
Потребности буржуазного способа производства в точных знаниях привели к ряду открытий и научных революций в математике, физике, астрономии и, особенно, в механике.
И. Ньютон (1643 - 1727) сформулировал три закона механики и закон всемирного тяготения. Созданные основы теоретической механики и методы исследования привели к созданию механической картины мира. Важнейшей чертой философского материализма эпохи, опирающегося на естествознание, был механицизм. Господствующими концепциями приняты были сперва пантеизм (пан - всеобщий, теос - бог), разработанный Б. Спинозой (1632 - 1677) и согласно которой природа сама есть Бог, а затем, деизм (лат. - Бог), - что Бог создал и запустил мир, который живет по законам механики.