Эллинистический период

Классический период.

Второй период – это период классики, расцвета Афин, зарождения и гибели афинской демократии, необычайного взлета общественной жизни древних греков.

На этом этапе происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, в философии возникает принципиально новая тенденция – антропологическая. Родоначальниками этой тенденции являются софисты и Сократ. Слово «софист» - от греческого софия – мудрость – означает «мудрец», учитель мудрости. Позднее софистами стали называться те, кто в своих речах стремились доказать все, что угодно, иной раз заведомо ложную точку зрения. Логическая доказуемость считалась основным свойством истины. Софисты способствовали развитию логического мышления, гибкости понятий, позволяющих соединить несовместимые вещи. Содержанием философских размышлений становится человек, человеческая личность.

Наиболее ярко эта мысль высказана Протагором: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют».

Сократ. (470 – 399 гг. до н. Э.)

Любимое изречение Сократа: «Познай самого себя».

Истинное знание человек может приобрести только собственными усилиями, а не получить извне готовым. Отсюда стремление Сократа искать истину сообща, в ходе бесед (диалогов), когда собеседники, критически анализируя общепринятые мнения, отбрасывают их одно за другим, пока не придут к такому знанию, которое все признают истинным (метод иронии).

Античный идеализм свое систематическое выражение нашел в философии Платона (427 – 347 г. до н.э.) Платон характеризует бытие как вечное и низменное, познаваемое лишь разумом и недоступное чувственному восприятию, но множественное, в отличие от элеатов.

Статусом истинного бытия обладает вневременной и внепространственный мир умопостигаемых, бестелесных идей. Мир идей есть реальный мир. Он вечен, постоянен. Идеи Платон называет «сущностями».

Рассматривая первоосновой всего сущего мир идей, Платон тем самым назван родоначальником идеологической линии в философии.

В социологии Платон выступает против древнегреческой рабовладельческой демократии, впервые в истории человечества сформулировал теорию идеального государства, представляющую замкнутое авторитарное общество с жесткой иерархией (философы – правители, воины – стражники, земледельцы и ремесленники) Каждому сословию соответствует своя добродетель – мудрость, мужество. Воздержанность, в сочетании образующие высшую добродетель – справедливость.

Античная философия была синтезирована Аристотелем (384 – 322 гг. до н.э.) – мыслителем-энциклопедистом, оставившим сочинения по всем важным областям знания.

Основное содержание философского учения Аристотеля изложено им в «Метафизике». Бытие – это нечто устойчивое, неизменное, неподвижное, но не отождествляемое с идеями, как у Платона. Аристотель как раз и критикует Платона за то, что он приписал идеям самостоятельное существование, отделив их от чувственного мира. Первооснова у Платона разорвана во временном и пространственном смысле, между вещами и идеям лежит пропасть.

Аристотель соединил мир идей и вещей. Платоновские идеи он назвал «формами», когда идея вещи и сама вещь находятся в органическом единстве. Идея вещи находится внутри самой вещи. За материей Аристотель оставил пассивное начало, а за бестелесными формами – активное, при этом подчеркивая их единство.

Развивая идеи Платона и в то же время корректируя их, Аристотель человека определяет как общественное животное, обладающее разумом. Само формирование человека может состоятся только в сосуществовании с другими, в справедливом государстве, в котором царствуют мудрость и справедливость. Говоря о государстве свободных, Аристотель считал, что от природы люди все неравны.

Аристотелем завершается классический период в развитии греческой философии.

В послеаристотельский период (кон. IV – II вв. до н.э.) коренным образом меняется мировоззренческая установка философии. Ее интерес все более сосредоточившейся на жизни отдельного человека. Это было связано с новыми социокультурными процессами эпохи эллинизма – установление гегемонии Македонии, экономическим упадком греческих городов, крушением полисной социальности (полис – город – государство), установлением монархии.

Так, эллинистическая философия представлена такими течениями, как эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, кинизм, эклектизм.

Эпикур (341 – 270 гг. до н.э.), уроженец острова Самос, в 306 г. до н.э. основал в Афинах свою философскую школу, в основе написанного устава которого лежал принцип удовольствия гедонистическая этика).

Подлинное удовольствие не в том, чтобы предаваться грубым чувственным наслаждениям. Эпикур был привержен идеалу меры. Высшее удовольствие – невозмутимость духа (атараксия), которая может быть достигнута только при условии, что человек научился умерять свои страсти и плотские влечения, подчиняя их разуму.

Школой повседневной, житейской морали стал стоицизм – философия долга, судьбы. Видные ее представители – Сенека, учитель Нерона, император Марк Аврелий, Эпиктет.

Согласно доктрине стоицизма, быть разумным, т.е. добродетельным, означает следовать природе. Природа представляет собой единое, целое, в котором все происходящие события подчинены строгой закономерности. Все в мире жестко детерминировано. Человек – всего лишь часть космического целого. И человек ничего не может изменить в порядке вещей. Поэтому мудрость и добродетель состоит в повиновении мировому закону в готовности подчиниться судьбе, а порок – в стремлении бунтовать против неизбежного.

Человек должен правильно сориентировать себя, закалить свою волю так, чтобы напряжение душит противопоставить потоку событий.

Идеи эпикурейцев и стоицизма оказали огромное влияние на дальнейшее развитие философской мысли. Стоический идеал мудреца, как духовно свободного человека, безропотно сносящего удары судьбы, сдерживающего свои страсти, терпящий страдания, был полностью воспринят христианством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: