Содержательное своеобразие и основные этапы развития средневековой философии

Философское знание средних веков исторически выступила в трех формах:

1. апологетика (II – III вв. н.э.),

2. патристика (III – X вв.),

3. схоластика (ХI – ХIV вв.).

Философия раннего христианства называлась апологетикой. Ее представители – апологеты своей целью видели защиту и оправдание христианского вероучения и деятельности христиан. Задача – отстоять право новой религии, обеспечить единство христианских общин, привлечь население к христианству в результате миссионерства, систематизировать материал, заимствованный из ближневосточных, греческих и римских учений.

Ярким представителем латинской апологетики является Тертуллиан (ок. 160 – 220 гг.), автор знаменитого парадокса «верю, потому что нелепо».

Тертуллиан стал главным теоретиком христианства в вопросе разграничения веры и разума. В своих сочинения «Апологетик», «О душе» он проводит идею отделения знания, философии от веры, религии. Религия должна быть основана не на разуме, поскольку для Тертуллиана человеческий разум это ничто. Божественные истины порой противоречат человеческим. Поэтому разум должен остановится перед несокрушимостью веры. Вера принимает то, что не может принять разум.

Вслед за апологетикой возникла патристика, сочинения отцов церкви, писателей, заложивших основы философии христианства. Именно ей принадлежит приоритет в формулировании основных догматов христианства: триединства божества, боговоплощения и спасения.

Самым, пожалуй, известным отцом церкви был Аврелий Августин (354 – 430 гг.). По Августину, мир сотворен Богом «из ничего». И история человечества подчинена божественному провидению, заранее установленному плану, который известен только Богу. История начинается с грехопадения Адама и Евы и заканчивается страшным судом.

В своем основном труде «Град божий» Августин пишет о том, что человечество образует в историческом процессе два «града»: с одной стороны, светскjt государство – царство змея, царство дьявола, а с другой – христианская церковь – царство божье на земле, в котором люди живут по духу, и любовь к Богу доведена до презрения к себе. История движется в борьбе и противоречии двух градов.

Августин признает два пути приобщения к религии: разум и вера. Но эти пути неравноценны. Предпочтение мыслитель отдает нерациональным средствам. Вера должна предшествовать рациональному постижению. «Верю, чтобы понимать» (Сredo intelligam).

Cхоластика сформировалась в период абсолютного господства христианской идеологии во всех сферах жизни. Термин «схоластика» происходит от лат. Сhola, или школа, что означает «школьная философия», т.е. философия, приспособленная для широкого обучения людей основам христианского мировоззрения.

Все усилия схоластов были направлены на обоснование, разъяснение и систематизацию основных христианских догм.

Схоластика – это попытка рационального доказательства истин. Тогда появилось выражение: «философия есть служанка богословия». В центре внимания схоластов проблемы соотношения религии и философии, веры и знания, единичного и общего.

Схоластика, решая проблему систематической разработки христианской философии, значительно развивает искусство философского анализа.

Одним из самых крупных представителей как схоластики, так и всей послеантичной философии является Фома Аквинский (1226-1274) – основатель томизма, монах-доминиканец.

В 1323 г. Фома Аквинский причислен к лику святых. Его главное произведение - «Сумма теологии».

Фома Аквинский строит свою теорию о гармонии веры и разума, отличающуюся от позиции Августина Блаженного. Фома разграничивает область философии и теологии. Предметом философии являются «истины разума», теологии – «истины откровения». По мнению Фомы не может быть принципиального противоречия между откровением и правильно действующим разумом, между теологией и философией. Однако не все «истины откровения» доступны рациональному доказательству. Богословские истины «сверхразумны», но не «противоразумны». В науке и философии не может быть признано истинным то, что является ложным в теологии, хотя и признается ценность научного знания и рациональных доказательств.

Особое место в учении Фомы Аквинского занимают пять «доказательств» бытия Бога. Все они основаны на принципе постижения Бога по его творениям.

Таким образом, средневековая европейская философия – чрезвычайно важный и продолжительный этап в истории философии, связанный с христианством. Средневековое мышление носило теоцентрический характер. Философия оказалась в роли служанки богословия. Ибо обосновывала основные теологические принципы и идеи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: