Режим наибольшего благоприятствования

использование принципа наибольшего благоприятствования состоит в установлении на основании международного договора для иностранных физических и юридических лиц таких же прав, преимуществ и льгот, которые были установлены для лиц третьего государства. В отличие от национального режима, режим наибольшего благоприятствования может быть закреплен только в международном соглашении. Он означает, что если одно государство предоставляет другому режим наибольшего благоприятствования, то физические и юридические лица последнего пользуются такими же благоприятными условиями, которые уже предоставлены или будут предоставлены любому третьему государству.

Государство не может потребовать от другого государства установления режима наибольшего благоприятствования. В этом его основное отличие от существующего в международном праве принципа недискриминации, в соответствии с которым нельзя создавать худшие условия для какого-либо государства, нежели те, которые основываются на принципах суверенного равенства и уважения равноправия государств.

Абсолютное большинство договоров Республики Беларусь, содержащих нормы об установлении режима наибольшего благоприятствования, относятся к двусторонним (см. приложение).

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Латвийской Республики о содействии осуществлению и защите инвестиций, подписанное в г.Риге 3 марта 1998 года:

Статья 3. Национальный режим и положения о режиме наибольшего благоприятствования

(1) Каждая из Договаривающихся Сторон предоставит на своей территории в отношении инвестиций и доходов граждан и компаний другой Договаривающейся Стороны режим, не менее благоприятный, чем тот, который она предоставляет в отношении инвестиций и доходов своих собственных граждан и компаний или инвестиций и доходов граждан и компаний любого третьего государства.

(2) Каждая из Договаривающихся Сторон обязуется предоставить на своей территории гражданам и компаниям другой Договаривающейся Стороны в том, что касается управления, поддержания, использования или распоряжения их инвестициями, режим, не менее благоприятный чем тот, который она предоставляет своим собственным гражданам и компаниям или гражданам и компаниям любого третьего государства.

Предоставление режима наибольшего благоприятствования как правило, не касается преимуществ, которые стороны установили для стран, участвующих в договорах о таможенных союзах, зонах свободной торговли, развивающихся стран и иных особых категорий государств: так, существует Конвенция, в которой участвует Республика Беларусь. Исключающая применения режима наибольшего благоприятствования. Это КОНВЕНЦИЯ О ТРАНЗИТНОЙ ТОРГОВЛЕ ВНУТРИКОНТИНЕНТАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ (Нью-Йорк, 8 июля 1965 года): Принцип VII

Льготы и особые права, предоставляемые не имеющим выхода к морю странам ввиду их особого географического положения, не подпадают под действие принципа наибольшего благоприятствования.

Например, в рамках Таможенного союза, в котором участвует Беларусь, Ст. 23:

«Стороны определят дополнительными договоренностями временные рамки завершения формирования Таможенного союза с учетом общепризнанных международных норм и правил.

При установлении торговых режимов с третьими странами Стороны обеспечат друг другу преференциальный режим путем изъятия из режима наибольшего благоприятствования в пользу Сторон, формирующих Таможенный союз».

Режим наибольшего благоприятствования установлен в рамках Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) на основании Договора о создании зоны свободной торговли от 17.12.1992 (вступил в силу 01.01.1994), в результате чего он действует в непроизводственной сфере между этими странами.

Режим наибольшего благоприятствования необходимо отличать от преференциального режима, который может определяться для определенной группы стран в тех или иных сферах сотрудничества.

К тому же, возможно установление особого режима в отношении деятельности иностранных лиц на территории конкретного государства. В частности, только филиалы финансовых учреждений Канады и США получают непосредственный доступ на мексиканский рынок; в США на пять лет с момента вступления в силу договора отменяют все ограничения в отношении мексиканских финансовых групп.

В рамках СНГ в качестве примера можно назвать Конвенцию о защите прав инвестора, подписанную в г. Москве 28 марта 1997 года.

Статья 5. Правовой режим осуществления инвестиций и гарантии от изменений законодательств: Стороны вправе пересматривать перечень изъятий. Стороны вправе определять перечни приоритетов в отношении отраслей, видов деятельности и регионов, для которых вводятся более льготные условия привлечения инвестиций.

Установление особого режима для инвесторов из иностранных государств характерно для СЭЗ (Статья 2. Специальный правовой режим в СЭЗ ЗАКОНА Республики Беларусь N 213-З от 07.12.1998 (ред. от 24.07.2002) "О СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ") или для всего порядка осуществления иностранных инвестиций в целом, в соответствии с ИК Республики Беларусь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: