Ценность информации. Ранее эпитеты "ценная", "осмысленная" употреблялись без определения, в расчете на интуицию

Ранее эпитеты "ценная", "осмысленная" употреблялись без определения, в расчете на интуицию. В действительности эти понятия являются центральными в современной информатике. Уместно сделать ряд замечаний.

I. Ценность информации зависит от цели, которую преследует рецептор. Известны несколько способов количественного определения ценности. Все они основаны на представлении о цели, достижению которой способствует полученная информация. Чем в большей мере информация помогает достижению цели, тем более ценной она считается.

1. Если цель наверняка достижима и притом несколькими путями, то возможно определение ценности (V) по уменьшению материальных или временных затрат, благодаря использованию информации. Так, например, сочетание хороших предметного и алфавитного каталогов библиотеки, наличие библиографических справочников сокращают время на составление списка литературы по конкретному интересующему нас вопросу. Этот метод определения ценности предложен Стратоновичем [30].

2. Если достижение цели не обязательно, но вероятно, то используется один из следующих критериев:

а) мерой ценности, предложенной М.М. Бонгартом [31] и А.А. Харкевичем [32], является:

V = log2 (P/p),

(1.3)

где p - вероятность достижения цели до получения информации, а P - после.

Априорная вероятность p зависит от информационной тары или. что тоже, полного количества информации I в (1.2): p = 2 - I . Так, если до получения информации все варианты равновероятны, то p = 1/n

(где: n - число вариантов, а I = log2 n).

Апостериорная вероятность Р может быть как больше, так и меньше р. В последнем случае ценность отрицательна и такая информация называется дезинформацией. Примером последней может служить указатель на разветвлении дорог, который по каким то причинам повернут в другую сторону. Таким образом вероятность Р находится в пределах 0 < Р <1, и, соответственно, - ∞ <V< Vmax

б) мерой ценности, предложенной В.И. Корогодиным [23], является величина

V = (P- p) / (1-p)

(1.4)

Она обладает теми же свойствами, что ценность (1,3), но изменяется от 0 до 1. Мы далее будем использовать ценность, определенную в (1.4) поскольку оно удобнее и более популярно.

II. Согласно (1.3) ценность информации зависит от величины p - вероятности достижения цели до получения информации, то есть, от того, какой предварительной (априорной) информацией он уже располагает рецептор. Предварительная осведомленность называется тезаурусом. Если таковая отсутствует, то априорная вероятность во всех вариантах одинакова и равна p=1/n (где n - число вариантов). В этом случае величина p играет роль нормировочного множителя. Если при этом, после получения информации цель достигается наверняка (P=1), то ценность этой информации максимальна и равна V= Vmax =log2n, т.е. совпадает с максимальным количеством информации в данном множестве (в данной таре). Это совпадение не случайно, именно для этого была выбрана форма (1.3), при этом ценность информации можно понимать как количество ценной информации.

III. Количество информации, имеющий нулевую ценность, как правило, не мало по сравнению с количеством информации, имеющих хоть какую-то ценность (положительную или отрицательную). Например: пусть цель - узнать прогноз погоды, а по радио (или телевизору) передают: кто выиграл в футбол, кто в теннис, что случилось в Санта-Барбаре и т.д. Для Вас все это имеет нулевую ценность, хотя для другого, возможно, ценна наоборот именно эта информация. Отсюда следует, что ценность информации субъективна.

Существует информация, которая, на первый взгляд, ни для кого и никогда не может стать ценной. Пример: в тексте наборщик переставил буквы так, что текст потерял всякий смысл. Количество информации сохранилось, но ценность его, для кого бы то ни было, стала равна нулю. Так появляется понятие "осмысленность". В отличие от "ценности" это понятие претендует на объективность, что основано на следующем положении: в информационной таре, куда вмещена данная информация, можно выделить определенное количество информации, которая никогда ни для кого ни для какой -либо цели не понадобится. Тогда эту информацию называют лишенной смысла. Объективность критерия основана на утверждениях: "ни для кого, никогда, ни для какой цели". Утверждение сильное, абсолютное и, как таковое, конечно, не верное. Так, в приведенном примере можно сказать, что абракадабра, которую сотворил наборщик содержит ценную информацию для психиатра, цель которого - поставить наборщику диагноз. Поэтому утверждение "ни для кого" следует принимать: ни для кого среди людей, которых интересует смысл текста и ничего более. Однако, и в этом случае осмысленность текста зависит от тезауруса. Так, например, наборщик набрал слова "трах-тибидох-тах-тах". На первый взгляд это бессмыслица, однако, люди сведущие знают, что смысл в этих словах есть, поскольку именно с их помощью старик Хаттабыч творил чудеса.

Мы остановились на этом вопросе столь подробно по следующим причинам. Во-первых в традиционной информатике, основанной на математической теории связи, не существует и не обсуждаются вопросы о возникновении ценной информации и ее эволюции. Ценность информации обсуждается в предположении о том, что цель задана извне. Вопрос о спонтанном возникновении цели внутри самой системы там не ставится. Сейчас в связи с развитием науки о самоорганизации (синергетики) именно эти вопросы стали актуальными, особенно в проблеме биологической эволюции. Именно они являются предметом динамической теории информации. При этом, как будет показано позже, ценность информации эволюционирует: не ценная информация становится ценной, бессмысленная - осмысленной и наоборот. Во-вторых, люди невольно отождествляют просто информацию с ценной и (или осмысленной), что приводит к недоразумениям. Эта тенденция проявляется в коллекции определений информации. Действительно, если отождествить понятия информация и ценная информация, то дать объективное и конструктивное определение такому феномену, в принципе невозможно. Напротив, разделив эти понятия, можно дать конструктивное определение каждому из них, оговорив меру условности и субъективности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: