Урок 51

Тема. Деепричастия несовершенного вида.

Цели: ознакомить учеников со способами образования деепричастий несовершенного вида, показать связь деепричастий с глаголом.

Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический разбор, объяснения учителя, тренировочные упражнения, работа над речевыми ошибками, словарная и орфоэпическая работа.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Синтаксический разбор предложения, объяснение орфограмм и пунктограмм (выполняется на доске и в тетрадях):

Вы дольше сохраните среза(н, нн)ые цветы добавив в воду (не, ни)много аспирина или (не, ни)сколъко криста(л, лл)иков лимо(н, нн)ой кислоты.

Примечание. Учитель поможет определить, что деепричастный оборот, так же как и причастный, является одним членом предложения - обстоятельством. Построим цепочку вопросов от деепричастия, определяя границы деепричастного оборота.

(Вы дольше сохраните срезанные цветы, добавив в воду немного аспирина или несколько кристалликов лимонной кислоты.)

II. Проверка домашнего задания

III. Изучение темы «Деепричастия несовершенного вида»

1. Беседа по вопросам.

- Какие части речи имеют вид? (Глаголы, причастия, деепричастия.)

- Как определить вид? (По вопросу.)

- Каким грамматическим признаком, кроме вида, обладает деепричастие? (Неизменяемость.)

2. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника - § 29.

3. Вопросы на усвоение материала.

- Что обозначают деепричастия несовершенного вида?

- На какие вопросы они отвечают?

' - От основ каких глаголов образуются деепричастия несовершенного вида?

- С помощью какого суффикса они образуются?

- Какие причастия образуются от основ настоящего времени глаголов? (Действительные и страдательные причастия настоящего времени.)

TV. Словарная и орфоэпическая работа

Записать слова, помещенные в рамке на с. 82-83, в словарик; составить с ними словосочетания. Прочитать слова вслух, следя за правильностью ударения:

ржавея, черпая ударение на первый слог; балуясь - ударение на второй слог; бассейн, дистанция, сиять.

V. Выполнение упражнений

1. Упражнение 174: устно, по цепочке. Предложения составить письменно, обсудить.

2. Упражнение 175: комментированное письмо, соблюдение речевых норм.

Комментарий. Деепричастия не образуются от глаголов ждать, лить. Деепричастие можно образовать от приставочного глагола ожидать - ожидая. Учитель может сказать об устаревшей форме лия, встречающейся только в поэтической речи: «И слезы горькие лия...».

3. Упражнение 176: самостоятельная работа.

Домашнее задание

1. §29.

2. Упражнение 177.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: